Часть 1 Здесь
Предыдущая часть Здесь
Оксана стояла у окна и долго смотрела куда-то вдаль.
-Девка, вот чего ты дурью маешься? Неужель ей поверила? Эта дурная что угодно сказать могла.
- Но не перед смертью...
-А чье тело тогда было? У нас в селе никто не помирал.
- Верно. - Оксана задумалась, но потом вновь перевела взгляд на женщину. - Баба Дуня, ты у нас все подмечаешь, от твоего взгляда мало что ускользает. Скажи, ты странного ничего не заметила? Может быть в тот день, когда горел дом, что-то было необычное?
-Да что необычного-то? Собрали мы после обеда миски да плошки, принесли ко мне в избу, Аленка пошла их мыть. Долго ее не было, но я как то отвлеклась тут на свою работу и не обратила внимание. А когда ее кинулась уже, подумала что домой сбегла, хотела уже за ней бежать. Но тут и она пришла, говорит, что после мытья посуды сбегала домой и взяла простыни чтобы на речке постирать, мол, пока погода жаркая, быстро высохнут.. А почём ты спрашиваешь?
- Понимаешь, Иван дочь свою поймал когда она из дому уходить собиралась. А куда ей идти? В табор что если. А зачем, к кому? Она перед смертью самой мне сказала что к Гришке шла, да отец остановил. Я думала, может бредит девка, а теперь уж не знаю. Девица она больно мудренная и хитрая. Пойти самой к цыганям к этим, что ли, разузнать.
-Вот уж не знаю куда она собралась идти, но цыгане аккурат в день пожара снялись и ушли.
- Удивительно. Тогда куда же Аленка собралась? Может быть она знала где их стоянка?
-Может. - баба Дуня пожала плечами. - А где же их теперь найдешь?
- Надо поездить по селам, поспрашивать.
-Да кто же тебе разрешит-то раскатывать?
-Я поговорю с председателем, может дед Кузьмич меня на лошади повозит.
Неделю ездила Оксана по соседним селам, но стоило ей напасть на след цыган, как тут же выяснялось что они снялись с места и перекочевали.
На восьмой день поисков удалость найти место стоянки цыган, молодая женщина слезла с повозки и кинулась к костру возле которого сидел пожилой смуглый и кареглазый мужчина.
- Здравствуйте.
-Здравствуй, здравствуй.- Он посмотрел на нее и усмехнулся.
-Меня звать Оксана. Может быть это и глупо прозвучит, но я задам вам вопрос: не видели ли вы у себя в таборе мужчину? Григорием зовут.
-Нет. У нас тут всего 12 человек, 8 из них женщины. Мужчин посторонних у нас нет.
-А никто у вас не пропадал? Может умирал кто?
-Ты с какой целью интересуешься? Сказано же тебе - нет тут никого. Никто не помирал. Ступай откуда пришла. - Он встал и зашел в палатку давая понять что разговор окончен.
Оксана растерянно огляделась и увидела как за палаткой темноволосая молодая девушка подает ей знаки и прикладывает палец к губам, призывая молчать. Та кивнула и тихонько подошла. Цыганка осмотрелась и прошептала ей на ухо.
-Через час жди меня возле леса на повороте к деревне. А пока иди, быстрее.
Цыганка задерживалась, дед Кузьмич нервничал и ерзал:
-Ты уверена, что она придет?
-Придет, она сама меня позвала.
-Прохиндеи все они. Думаешь, что-то знает?
-Думаю да.
-Ну тогда готовься, панталоны последние снимешь чтобы правду узнать.
-Да хоть душу свою отдам. Мне это важно, понимаешь? Даже если его здесь нет, она срасскажет о том, что случилось в тот день.
Прошло уже минут сорок с назначенного времени и Оксана уже сама сомневалась что девушка придет, как та вышла из леса будто из-под земли выросла.
- Ждете еще? Боялась, что уедете. Еле от отца отвязалась.
-У тебя есть что сказать? Говори быстрее. - Оксана нетерпеливо ее подгоняла.
- Есть. Но ты же понимаешь, все стоит денег. Даже ваша любовь.
- Не поняла, о чем ты? Тебе деньги нужны? У меня с собой их очень мало, всего 26 рублей.
-Мне деньги не нужны. Больно кулончик у тебя красивый и сережки в ушах.
У Оксаны из глаз брызнули слезы. Эти украшения подарок ее мужа. Но , желание узнать правду оказалось сильнее. Цыганка ловко спрятала украшения в карманчик платья и села на траву.
-Присаживайся и ты. В двух словах-то не скжаешь. - Сорвав травинку, девушка начала ее жевать и молчала с минуту, видно собираясь с мыслями. - Ты разговаривала с моим отцом. Ты знаешь как живет наш народ? Для нас воровство - это норма. Но, в нашем таборе есть одно правило - никаких краж по дворам. Мы предоставляем услуги , а нам за это платят. Вот и в вашем селе мы хорошо пополнили свой кошелек благодаря неразумной девушке Алене. Кстати, где она? Мы ее ждали в Глиняном, но она не пришла.
-В Глиняном? Это где?
-Это примерно 35 верст от вашего села на север.
-Мы даже не проезжали эту деревню.
-Это маленькая деревушка, не на всех картах ее еще и рисуют. Мы о ней знаем давно, там моя мама похоронена. Умерла от кашля. Навестить могилу решили, и Алену вашу дождаться. А она не пришла.
-Алена умерла, ее отец забил вожжами. Между прочим, из-за вас.
-Нет, во всем виновата она одна. Значит слушай, дело было так. Мой дед сильно заболел, бабка моя попросила отца, главу нашего табора, остановиться в вашем селе, чтобы после кончины похоронить его там. Ему оставалось уже несколько дней, мы готовились к скорой его смерти как вдруг приходит ваша девица с моей бабушкой, та как раз в село за молоком ходила.
Бабка моя дала ей мешочек с травой и они еще о чем-то шептались. О чем то они договаривались, я не слышала, но уходила девица довольной. Через три дня дед мой помер, тогда я увидела странную реакцию от бабушки - вместо того чтобы рыдать и плакать, она пошла к моему отцу, то есть своему зятю в палатку. О чем-то они долго спорили , а потом взяли тело деда, погрузили в повозку и вывезли из леса. Через некоторое время вернулись, а в повозке уже лежал спящий крепким сном мужчина. Мы тут же сорвались с места и уехали. Я тогда ничего не понимала, они велели мне молчать , всему табору сделали такое же предупреждение. И только на следующий день я решилась подойти к бабушке с вопросом. Тогда она мне и рассказала то, от чего у меня волосы дыбом встали. Я, конечно, знаю что она не очень любила моего деда, то есть своего мужа. Но чтобы такое...
Она выменяла его тело на украшения и платья, а парень, который уже сутки спал, это чужой муж, которого Алена захотела забрать себе. Вот чем девка думала? Ну поили мы его несколько дней дурманящим отваром. Мы Алену должны были ждать неделю , отец ее получил бы деньги за трудодни, рассчитывала девка их себе присвоить и сбежать, чтобы, значит, не совсем с голым задом. Только вот потом чтобы делала? Рано или поздно они с Гришей должны были покинуть табор, да и не вечно бы она его опаивала, рано или поздно он задал бы ей кучу вопросов.
-Ты не понимаешь, она просто была умалишенной. - Оксана сидела и плакала. - Где он сейчас, жив?
- Жив, мы его три дня назад оставили в Михайловке. Как раз перед отъездом наши мужики отнесли его к ближайшему двору. Какой не скажу, не знаю. Езжай, поспрашивай там, может что скажут.
-Спасибо тебе.
-Спасибо-то спасибо, но - язык держишь за зубами. Хотя... Мне все равно , мы уезжаем сейчас за 300 км отсюда. И ты ничего не докажешь.
-Так, послушай, сейчас под именем моего мужа лежит твой дед?
-Да.
-Как его звать?
- Стево, Сакиев по фамилии. 1875 год рождения. Чуть-чуть до семидесятилетия не дожил.
- Я позабочусь о том, чтобы ему поставили крест и табличку с именем. Все же бабушка твоя...
-А ты ее не осуждай, - перебила девушка, не дав договорить. - Знаешь, как ей с ним жилось? А разводов у нас нет...
Продолжение Здесь