Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Александр Иванов: творческий путь - из Петербурга в Москву, от эклектики до модерна

Обычно на своём канале я рассматриваю лишь архитекторов, работавших в 20 веке: связано это, в первую очередь, с моими личными предпочтениями - уж очень мне нравится архитектурный стиль модерн, а также пришедший ему на смену авангард. Однако я не могу отрицать, что привычный нам облик Петербурга, по большей мере, сформировался из-за совсем другого стиля - эклектики, существовавшей в Петербурге на протяжении всего 19 века. И, само собой, мастера того времени тоже заслуживают отдельного внимания, а потому сегодня мы поговорим с вами об одном из самых выдающихся творцов второй половины 19 века - Александре Васильевиче Иванове!

Впрочем, его творческий путь не так прост: начинал он действительно как эклектик, и строил он в основном лишь в Петербурге, однако когда его возраст перевалил за 50, Александр Васильевич решил полностью поменять всю свою жизнь - он переехал в Москву, и стал строить не в привычной ему консервативной эклектике, а в новаторском стиле модерн. И этим особенно интересен путь зодчего, который всю жизнь нарабатывал свой уникальный стиль, а на старости лет решил изменить себе и взять курс на прогрессивную современную архитектуру!

Что ж, давайте изучим творческий путь Александра Иванова - обещаю, он не покажется вам скучным!

Биография

Александр Васильевич Иванов родился в 1845 году в Санкт-Петербурге в небогатой мещанской семье. Однако деньги на образование у родителей Иванова были: в 1863 году он поступил в Академию Художеств, которую окончил в 1873 году, получив тем самым право на самостоятельную архитектурную деятельность.

Портрет Александра Иванова. Фото взято с Википедии
Портрет Александра Иванова. Фото взято с Википедии

Начинал свой путь Александр Иванов в качестве ученика и помощника более опытных зодчих: так, первым коллегой Иванова стал Рудольф Бергнагрд - автор таких знаковых построек, как особняк Разумовской на Большой Морской улице, газгольдеров на Обводном канале, съезжего дома Коломенской части на берегу Фонтанки, у Калинкина моста. Пожалуй, что именно факт работы со столь именитыми и выдающимися архитекторами оказала серьёзное влияние на становление Александра Васильевича как зодчего.

Александр Иванов достаточно быстро влился в строительную сферу Петербурга, став со временем одним из самых востребованных архитекторов столицы: за 20 лет профессиональной деятельности (с 1873 по 1890-е годы) Александр Васильевич успел возвести в Петербурге порядка 60 зданий, большая часть из которых - жилого назначения. Столь крупные масштабы можно объяснить спецификой того времени: в конце 19 века в Петербурге процветал стиль эклектика, дома в котором не требовали усердной творческо-проектировочной работы - многие из них имели однотипную планировку, и лишь декоративные черты на фасаде отличали их от соседних зданий. Однако в этом плане Иванов был куда более ответственным творцом, нежели его коллеги-ровесники - хоть у Александра Васильевича и были однотипные и достаточно скучные внешне дома, однако большая их часть всё же отличается уникальными, запоминающимися проектами!

Но вернёмся к биографии Иванова. В 1890 году Александр Васильевич принял решение переехать из Петербурга в Москву (прямо как в одноименном романе Александра Радищева, правда с меньшим количеством трудностей). В "белокаменной" архитектора ждали с распростёртыми объятиями - в 1894 году он вступил в Московское архитектурное сообщество, после чего Иванов стал одним из ведущих строителей города.

С наступлением нового века Александр Иванов меняет не только место жительство, но и стилистику своей архитектуры: отныне вместо уже порядком устаревшей эклектики Александр Васильевич переходит на новаторский для тех времён стиль модерн, становясь тем самым одним из самых современных и прогрессивных зодчих Москвы - и это на шестом десятке!

Александр Иванов работал в Москве вплоть до 1917 года - а вот что стало с Александром Васильевичем после революции, увы, неизвестно. Наиболее вероятно, что после событий 1917 года Иванов прожил не так долго - иначе он, скорее всего, возобновил бы свою преподавательскую деятельность, а, быть может, и поучаствовал в проектировании новых, уже советских построек. Однако ничего этого не произошло, а мы, к сожалению, не знаем ни даты смерти Иванова, ни места его захоронения.

Что ж, в таких случаях я всегда обращаю внимание на то, что пускай биография зодчего остаётся малоизученной, а о его судьбе мы вообще ничего не знаем - память об Александре Иванове хранится в его творениях, любоваться которыми мы можем и в наши дни. Вот о них и поговорим далее!

Дом баронессы Л. К. фон Таубе - Меблированный дом "Пале-Рояль"

Дата постройки: 1875-1876
Адрес: Санкт-Петербург, Пушкинская улица, 20, Кузнечный переулок, 18

Первой крупной самостоятельной работой Иванова стало проектирование и строительство мебелированная дома "Пале Рояль" на пересечении Пушкинской улицы и Кузнечного переулка.

-2

Это огромное и выразительное здание поражает своей величественностью прохожих даже в наши дни, что уж говорить о современниках Иванова - его новая работа не то чтобы произвела фурор в Северной столице (всё же это была не первая крупная стройка в Петербурге), однако самого Иванова она в значительной мере прославила, что было очень важно для начинающего зодчего (на тот момент он занимался архитектурной практикой всего лишь третий год).

-3

Фасад здания представляет собой типичную эклектику: в нём удачно перемешаны черты неоренессанса, русского стиля, а также некоторые исключительно петербургские мотивы (вроде крупных прямоугольных эркеров, грубо врезающихся в основной массив здания - такие эркеры присутствуют едва ли не на половине всех жилых домов тех лет).

Особенно выразительно у дома меблированных комнат "Пале Рояль" смотрятся стройные ряды венецианских окон, расположенных лишь на 4 этаже здания, тогда как остальные этажи имеют довольно заурядные оконные проёмы в форме прямоугольников - таким образом Иванов разнообразил облик здания, придав ему европейской изысканности!

-4

Стоит отметить, что дом меблированных комнат "Пале Рояль" пользовался огромной популярностью: его облюбовали деятели культуры и искусства, приезжавшие в Петербург на определённое время - в этом-то и заключался плюс дома меблированных комнат: в отличии от гостиницы, номера здесь снимались на более длительный срок, однако во всём остальном сервис у таких зданий был вполне гостиничный, что очень удобно для людей, живущих на два города (даже жаль, что в наши дни такая практика утеряна).

-5

Доходный дом М. С. Викторовой

Дата постройки: 1878-1879
Адрес: Санкт-Петербург, Колокольная улица, 2, Владимирский проспект, 18

Доходный дом Викторовой - куда более типичная для своих лет постройка, нежели "Пале-Рояль": здание на Владимирском проспекте представляет собой прекрасный образец той самой петербургской эклектики - по отдельности такие дома не особо интересны, однако их совокупность формируют тот самый любимый всеми облик Петербурга, этакую кулису города!

-6

Александр Иванов построил множество домов со схожим обликом - да, он был одним из тех мастеров, что формировали привычный нам облик города в самом начале строительного бума, произошедшего после отмены крепостного права в 1861 году.

Дом Викторовой выглядит очень уместно на своём месте - он красив, но скромен, так что он "не перетягивает на себя одеяло" от расположенного напротив Владимирского собора, а скорее дополняет его.

-7

Декоративное убранство фасадов здания тоже достаточно скромное, и говорить тут особо не о чём - типичная эклектика Петербурга тех лет, в этом плане Иванов не "изобретал велосипед", а использовал уже давно наработанные приёмы.

-8

Доходный дом Манделя

Дата постройки: 1879
Адрес: Санкт-Петербург, улица Марата, 18

Более интересным творением Иванова мне видится дом Манделя, расположенный буквально в соседнем квартале от дома Викторовой, на улице Марата. Это здание напротив - выглядит достаточно вызывающе, но при этом не слишком помпезно, так что вы точно обратите на него своё внимание, но оно не будет вас раздражать своей навязчивостью - идеальный баланс!

-9

Главной отличительной чертой дома Манделя служат полуколонны, расположенные между элегантными оконными проёмами арочной формы на последних этажах здания - визуально полуколонны соединяют третий и четвёртый этаж, создавая при этом очень интересный ритм, оживляющий фасад и делающий его непохожим на соседние здания.

-10

В общем, этот дом является ещё одним интересным примером работы Александра Иванова в районе Владимирской - собственно, в этом квартале находится подавляющее большинство творений Александра Васильевича (связано это и с тем, что район в то время считался почти самым сердцем города, а потому его активно застраивали новыми, более вместительными и комфортными жилыми домами).

-11

Доходный дом Галунова

Дата постройки: 1877-1880
Адрес: Санкт-Петербург, 2-я Советская улица, 27

Пожалуй, самая интересная работа Иванова находится не в уже хорошо знакомом нам районе Владимирской, а куда севернее - в Песках. Здесь, на угловом участке, отделённым 2-ой Советской, проспектом Бакунина и Дегтярной улицей, находится не просто доходный дом, но практически целый жилой квартал, состоящий из единого дома, построенного по проекту Иванова!

-12

Дом Галунова имеет две визуальные доминанты, обращённые к разным перекрёсткам - один угол выходит на угол Бакунина и 2-ой Советской (его можно назвать центральным фасадом - он украшен ризалитом, увенчанным выразительным аттиком), другой на перекрёсток Бакунина с Невским проспектом (его оформлял позднее уже другой зодчий - Крыжановский).

-13

Прелесть дома Галунова заключается в его, с одной стороны, скромном декоре (нет у этого здания помпезной лепнины и атлантов с кариатидами), который при более внимательном рассмотрении раскрывается как очень тонкая и чуткая работа талантливого рисовальщика, коим Иванов и являлся: обилие колонн и пилястр, часть которых завершается классическими ордерами, другая же увенчана разного рода масками - декор крайне разнообразен!

-14

Причём некоторые маски можно расценивать в качестве самостоятельных произведений искусства - есть тут как красивые личики, так и морды животных (преимущественно львов). А иногда встречаются и вовсе непонятные уродливые существа, выглядящие с одной стороны комично, с другой - пугающе.

-15

В общем, при строительстве дома Галунова Иванов использовал весь доступный арсенал средств, превратив тем самым одно из крупнейших жилых зданий своего времени в полноценное и, без сомнений, прекрасное архитектурное творение!

-16

Доходный дом И. Л. Тузова

Дата постройки: 1894-1895
Адрес: Санкт-Петербург, улица Марата, 17

Одной из последних работ Иванова в Петербурге стал дом Тузова на всё той же улице Марата - эти дома Александр Васильевич проектировал уже планируя свой переезд в Москву, однако на их внешнем облике это никак не отразилось: за 20 лет стиль Иванова изменился не сильно, он продолжал строить всю ту же старую добрую эклектику!

-17

Здание состоит из центрального фасада и двух эркеров, расположенных по бокам дома. Форма эркеров та самая, о которой я говорил ранее - прямоугольник, протяжённый на два этажа, и играющий роль важного смыслового акцента (в случае с домом Тузова - эркеры формируют симметричный облик здания).

-18

Да и украшены эркеры интересно: на нижнем этаже мы можем видеть некое подобие венецианского окна, тогда как на верхнем этаже окно простое, но зато по обе стороны от него расположились прекрасные кариатиды, поддерживающие карниз, в центре которого изображены инициалы заказчика и бывшего хозяина здания - купца и торговца книгами Игнатия Тузова.

-19

В общем, интересное здание, возможно самое выразительное среди всех петербургских работ Иванова (уж больно красивый у него декор), которой он, можно сказать, завершил свой долгий путь в Петербурге (впрочем, позднее он пару раз ещё возвращался в город, однако основное место деятельности в середине 1890-х годов Александр Васильевич всё же поменял окончательно).

-20

Гостиница "Националь"

Дата постройки: 1901-1902
Адрес: Москва, Тверская улица, 1, Моховая улица, 15

Самой известной работой Иванова не только в московском периоде его карьеры, стала знаменитая гостиница "Националь", обращённая прямиком к Кремлю! Думаю, что это здание видел почти любой человек, бывавший в Москве - и мог ли он подумать, что построено оно было чисто петербургским архитектором!

-21

Гостиница "Националь" позиционировалась не только как одна из самых роскошных в Москве, но ещё и одна из самых инновационных: здание было оснащено подъёмными машинами (в те годы слово "лифт" ещё не вошло в обиход жителей Москвы), во всех номерах присутствовали все необходимые удобства, а вся мебель в номерах была импортного производства - в общем, всё по последнему слову и моды, и техники!

-22

Но вернёмся к архитектуре. В этом здании уже видны стремления Иванова к модерну: пускай "Националь" выглядит довольно консервативно, но некоторые его черты отчётливо отсылают нас к новому стилю: взять хотя бы яркую и очень выразительную мозаику на угловом аттике гостиницы, а также другие, менее явные черты нового стиля вроде протяжённой витой кованной ограды общего балкона на верхнем этаже, или крупных панорамных окон в торговых помещениях первых этажей - всё это не характерно для эклектики, но очень даже характерно для модерна!

-23

К слову, современное панно, расположенное в верхней части здания, не имеет отношения к Иванову - оно было создано Рербергом уже после революции, в 1931 году, тогда как изначально на этом месте находилось другое майоликовое панно, на котором был изображён древнегреческий сюжет "Аполлон и музы". Убрали панно, к слову, не по сугубо идеологическим мотивам - просто мозаика сильно пострадала во время революционных событий 1917 года, а восстановить её решили уже согласно современным реалиям - отсюда индустриальный пейзаж, столь сильно диссонирующий с помпезным дореволюционным фасадом!

-24

В целом из всех московских работ Александра Иванова, гостиница "Националь" выглядит наименее новаторским: в этом здании ещё видны те приёмы, которые Иванов любил использовать во время своего петербургского периода творчества, и от которых он позднее окончательно ушёл. А потому "Националь" и выглядит так роскошно - впрочем, это явно не портит здание, а учитывая его удачное расположение - даже наоборот!

-25

Торговый дом Гуськова

Дата постройки: 1902-1903
Адрес: Москва, Большой Черкасский переулок, 15

Сложно поверить, что архитектор, строивший дома в традиционном и заскорузлом стиле эклектики на старости лет стал одним из самых передовых модернистов и, можно сказать, построил первое по-настоящему авангардное здание в Москве - и это в 1903 году!

-26

Ещё сложнее поверить в то, что столь утилитарный проект Иванов создавал параллельно со строительством гостиницы "Националь" - здания кардинально другого по своей сути. Если в "Национале" ключевую роль играет декор, то у торгового дома Лоськова он просто напросто отсутствует: вместо этого мы видим панорамные, почти ленточные окна во весь этаж, разделённые на секции грубой плоскостью стены - и всё это без единого украшения!

-27

Лично для меня до сих пор остаётся загадкой - как архитектор со столь богатым опытом строительства помпезных домов с шикарным декором, мог враз отказаться от всего, чем он жил, и построить настолько прогрессивное здание, опережающее своё время на пару десятков лет. Вот что такое по-настоящему талантливый архитектор, способный работать в любых стилях!

-28

Дом московского товарищества для ссуды под заклад движимых имуществ

Дата постройки: 1904
Адрес: Москва, Улица Большая Дмитровка, 24

Ещё одно очень необычное здание Иванов возвёл годом позднее на Большой Дмитровке: пускай оно не такое аскетичное, как торговый дом Гуськова, однако его формы тоже вызывают удивление у прохожих!

-29

А всё дело в необычной форме эркеров - они расположены под углом по отношению к основному объёму фасада, выходя острым углом прямо на улицу. Таким образом, Иванов создаёт очень интересный ритм (этот приём, кстати, характерен для его творчество - вспомните хотя бы дом Манделя на улице Марата - там тоже ритм соблюдён идеально, с помощью чего Александр Васильевич задал тон всей постройке).

-30

Помимо всего прочего, Иванов дополняет ритмику фасадов чередованием остроконечных эркеров и плавных арочных выемок, расположенных практически в одной плоскости с фасадом - так ритм фасада становится ещё более выразительным!

Отдельно хочется отметить балконы здания: прекрасные перегородки, состоящие из плавных линий, перетекающих одна в другую - истинный модерн!
Отдельно хочется отметить балконы здания: прекрасные перегородки, состоящие из плавных линий, перетекающих одна в другую - истинный модерн!

На этом творческий путь Иванова не кончился, однако столь ярких построек он более не возводил - так уж получилось, что в отличии от Петербурга, где Александр Васильевич строил дома из года в год на протяжении 20 лет, в Москве пик его славы пришёлся на начало 1900-х, после чего Иванов отошёл от активного проектирования и сосредоточил внимание на иной, околоархитектурной деятельности.

На этом я предлагаю заканчивать данную статью - она и так получилась немаленькой. Надеюсь мой рассказ об этом далеко не самом известном архитекторе был вам интересен - ведь Александр Васильевич Иванов не просто талантливый зодчий, он очень многоплановый мастер, работавший не только на два города, но и на два стиля - огромная редкость для архитекторов тех времён!