Найти в Дзене
Библио Графия

Книга, которая поможет вам стать счастливее: "Три женщины в городском пейзаже" М. Метлицкой

Оглавление

Мария Метлицкая пишет книги на серьёзные темы — жизнь, семья, отношения отцов и детей. Много слышала о ней хорошего, но я не ожидала, что это будет так хорошо. Настолько хорошо! Вот так иногда берёшь в руки книгу Нобелевского лауреата, читаешь и непрерывно думаешь: "Зачем я это читаю?!". Когда я читала книгу Метлицкой, у меня таких вопросов не возникало. Потому что всё что она пишет — жизненно. Потому что заставляет думать, сопереживать героям, менять к ним отношение, меняться самому, стимулирует на поступки. На удивление умная и приятная для души проза.

Книга "Три женщины в городском пейзаже" — это сборник. В него включены три повести: "Три женщины в городском пейзаже", "Плохой хороший день" и "В следующем году — обязательно". Первая повесть чудо как хороша, вторая — лучшая в сборнике, на мой взгляд. Третья — понравилась, но меньше двух первых, потому что не хватило яркого финала.

Я попробую облечь в слова свои чувства и мысли о прочитанном. Но не будем загадывать... Про сборники рассказывать всегда труднее. Ведь когда каждое произведение заслуживает отдельного внимания (а у Метлицкой это именно так), хочется рассказать о каждом. Но не каждый читатель такой обзор выдержит. Ну, что ж, запасайтесь временем и пирожками. Поехали!

Книга "Три женщины в городском пейзаже". Фото автора
Книга "Три женщины в городском пейзаже". Фото автора

"Три женщины в городском пейзаже"

Небольшая повесть дала название всей книге. Как и другие произведения сборника, "Три женщины..." — история в истории. Начинается рассказ с сегодняшнего дня, а потом нить повествования уходит в прошлое. Ведь только знание прошлого может объяснить настоящее и помочь сделать лучше будущее...

Главная героиня — одинокая женщина Лида 45-ти лет. На личное счастье она давно потеряла надежду. Муж ушёл 10 лет назад. Живёт она тем, что работает и заботится о двух таких же одиноких, но уже беспомощных женщинах — своей матери и близкой подруге отца.

Мама, Ольга Ивановна, бывший врач-хирург, женщина железных принципов. Сухая, скупая на чувства мать и жена всю жизнь она была замкнута на работе. Величавая красавица, для которой не существовало домашних забот, семейных бед и радостей. С 13 лет на хозяйстве была дочка. Любил, опекал её только отец — тёплый, щедрый душой, такой родной папа.

И вот Лиде 45. Папы давно нет. Мать постарела. Дочь готовит и отвозит матери кастрюльки с едой. Привезла — можешь быть свобода. Матери лучше одной. Да и Лиде легче без неё.

Но у Лиды есть ещё один человек, о котором она заботится, который её любит...

И вот здесь начинается то, что я назвала "историей в истории". Автор рассказывает историю Лиды, её родителей и того, как появилась в жизни Лиды Тася, любовница отца. Всё это завязывается в узел под названием "История семьи Вершининых". Это история о том, как по мнимым причинам сходятся совершенно чужие люди, как живут без любви и терпят друг друга из высоких побуждений. История о том, как чужой человек может быть роднее родного.

Концовка повести потрясает... Сильная вещь. Жизненная, поучительная, стимулирующая на поступки — не искать оправданий своему малодушию, не врать, не плыть по течению, а вовремя делать шаг в попытке стать счастливым. Потому что делая счастливым себя, делаешь счастливым своих близких. В сущности это идея всей книги Марии Метлицкой.

Книга "Три женщины в городском пейзаже". Фото автора
Книга "Три женщины в городском пейзаже". Фото автора

"Плохой хороший день"

Это самая большая повесть сборника. Просто невероятная!

Главный герой повести Владимир Туров — зрелый состоявшийся мужчина, владелец успешного бизнеса, счастливый в семейной жизни человек. (Заметьте, не все герои Метлицкой женщины!) Однажды утром водитель сообщает, что машина сломалась. Вынужденный ехать на работу на метро (а он уже 12 лет туда не спускался), весь такой благолепный Туров встречает там друга своей юности Володю Градова — в облезлой шляпе, замызганном чёрном пальто, ковбойских сапогах и с гитарой. Начинается практически чеховский диалог двух бывших приятелей. Читать без улыбки невозможно.

Градов гордится, что не изменил себе. Он проповедует душевный покой: "Любимое дело (Градов с юности играет на гитаре, чем и зарабатывает на жизнь. — Прим. автора статьи). Своя норка — крошечная, но родная, привычная". И больше ему ничего не надо.

Туров же, глядя на бывшего приятеля, внутренне выходит из берегов — "старый, драный, облезлый чёрт. Клоун в шляпе с гитарой наперевес. Чудило... Нищий и бесполезный... Халдей, дешёвка, дармоед".

Навязчивый и необидчивый Градов, не слушая опаздывающего в офис Турова, тащит его в кафе пообщаться... А дальше начинается история в истории. Встретившись с Градовым, Туров встретился с прошлым...

По мере того как узнаёшь историю жизни главного героя, меняешь отношение к нему и тем, кто сыграл в его жизни ключевые роли. Автор наглядно показывает, что каждый сам кузнец своего счастья и несчастья. Помните блоковское: "Всё, что человек хочет — непременно сбудется...."? Важно вовремя сделать выводы, взять себя в руки, никого не предавать и много работать. Покой и бездействие, так называемая "жизнь в кайф", не приносят Градову счастья. А Туров, который сначала кажется снобом и выпендрёжником, оказывается глубоким, порядочным человеком, который своё счастье заслужил.

Сильная история безнадёжной любви и взросления. Яркие персонажи. Читала, не могла оторваться.

Книга "Три женщины в городском пейзаже". Фото автора
Книга "Три женщины в городском пейзаже". Фото автора

"В следующем году — обязательно"

Главная героиня третьей повести сборника — Саша, женщина за 50. Живёт в Израиле. После долгой разлуки к ней из Москвы приезжает единственный близкий и родной человек — подруга детства Катя. Не виделись больше 30 лет. Ну, и как водится — встретились две подруги и рассказывают друг другу о своей жизни. Но история в истории не в этих рассказах, а в воспоминаниях, которые накатили на Сашу — она (незаконнорожденная дочь), её суетливая и унижающаяся всю жизнь мать, навещающий отец, жена отца, ненавидящая Сашу... Выросшая во лжи, главная героиня поклялась себе никогда в жизни не врать и поступать по совести. Ведь на лжи счастья не построишь.

В повести много болезненных моментов. Взросление, переосмысление, чувство вины, принятие родителей. Главная мысль произведения в том, что не надо бояться менять жизнь. Не надо держаться за потухшие отношения. Хочешь быть счастливым, будь им! Право на счастье есть в каждом возрасте, главное им воспользоваться.

______

Я давно хотела познакомиться с творчеством Марии Метлицкой. Но даже представить себе не могла, как мне понравится её сборник психологических повестей о поисках счастья. Действительно хорошая современная русская проза. Неизбитые истории, от которых невозможно оторваться. Лавина чувств — от горечи до улыбки. Всё как в жизни.

Об издании

Книга вышла в издательстве "Эксмо" в серии "Женские судьбы. Уютная проза Марии Метлицкой". Бумага офсетная, обложка твёрдая, замечательная иллюстрация на обложке. Имеется закладка-ляссе. Шрифт удобный для чтения. В общем, замечательное издание! Рекомендую.

Найти книгу можно

Фото для коллажа из pixabay.com
Фото для коллажа из pixabay.com

А Вы читали книги Марии Метлицкой?

#метлицкая #русская проза #семья #книжные отзывы #книжный обзор