«… Лидийцам пришлось бежать в Сарды, осада которых продолжалась лишь четырнадцать дней. Зимой 547 г. персы захватили город и взяли в плен Креза. Последний стал жаловаться на то, что оракул Аполлона, несмотря на щедрые дары, обманул его, предсказав победу и побудив к войне. Узнав об этих упреках, изворотливые жрецы храма Аполлона заявили, что предсказание оракула сбылось, поскольку лидийское царство пало, а Крезу, прежде чем начать войну, следовало бы спросить, какое государство потерпит поражение ...» В.И. Кузищин.
Другие статьи из серии "Первая Персидская Империя. Кир Великий":
Мидия накануне мятежа Кира Великого
Мятеж царя Персии Кира II Великого
Царь Крез Лидийский – «счастливейший из смертных»
Как поссорились царь Крез Лидийский и царь царей Кир Персидский
Разгром царя Креза в битве у города Сарды
Гибель Лидийского царства и смерть царя Креза
Визит спартанцев, восстание лидийцев и другие неприятности Кира Великого
Покорение греческих городов Малой Азии Персией
Завоевание Восточного Ирана Киром Великим
Саки – властелины степей Средней Азии
Поход Кира Великого в Индию и Афганистан
Массагеты на берегах "реки-призрака"
Массагеты – «неправильные саки»
Царица Томирис – погибель Кира Великого
В 547 г. до н.э. царь Лидии Крез вторгся на территорию Каппадокии. Кир II немедленно выступил на защиту своих владений. Битва у реки Галис, недалеко от города Птерия, закончилась «вничью», оба войска понесли большие потери, но ни одно из них так и не достигло решительного преимущества. Решив, что достаточно «напугал» персов, Крез отвел войско в Лидию «на зимние квартиры» и распустил большую его часть по домам. Но Кир не пожелал прекратить боевые действия и вторгся в Лидийское царство. На равнине Тимбре произошло сражение, в котором Крез был разбит, после чего укрылся с остатками войска за стенами столичного города Сарды (подробнее ЗДЕСЬ: Разгром царя Креза в битве у города Сарды) .
Потерпев поражение «в поле», Крез намеревался отсидеться за городскими стенами. Сарды были хорошо укреплены и считались неприступными. Лидийский царь имел все основания рассчитывать, что осада продлится долго. Он сумел отправить к своим иностранным союзникам гонцов с просьбой о помощи. Если раньше шел разговор о прибытии иностранных войск «на пятый месяц», то теперь Крез умолял своих союзников о немедленной помощи, но откликнуться никто не спешил. Фараон Яхмос II (Амасис), наученный горьким опытом своих предшественников, был сторонником разумного «изоляционизма» и очень неохотно отправлял свои войска за пределы Египта.
Царь Вавилонии Набонид, покинув, из-за разногласий с вавилонским олигархатом, свою столицу, безвылазно пребывал в своей аравийской резиденции, расположенной в городе Тейма и, по этой причине, едва ли мог вмешиваться в чужие войны. К тому же дорога в Лидию, Киликийские Ворота, была заблокирована киликийцами, ставшими «вассалами» Кира. Геродот сообщает, что спартанцы, вроде бы, начали готовить войско для отправки на кораблях, но он же отмечает: «… В это время у самих спартанцев была война с аргосцами за область под названием Фирея ...». Так что, в результате, помощь не пришла, да и не могла прийти, просто не успела бы, потому что Сарды продержались только четырнадцать дней.
Согласно Геродоту, способ захватить город случайно обнаружил один из рядовых воинов. Если так, то Киру очень повезло, осада хорошо укрепленной крепости обычно занимала бездну времени и приводила к большим потерям среди штурмующих. Позволить себе «потерять темп» и втянуться в долгую осаду, в чужой стране, во враждебном окружении, персидские полководцы не могли. Завоеватели просто не располагали необходимым для этого запасом продовольствия, а «трясти» местное население, восстанавливая его против себя, было в этой ситуации чревато. Поэтому, как мне кажется, взятие Сард было заранее спланировано Киром и его военачальниками. Необходимой для этого информацией они, благодаря усилиям шпионов, обладали в полной мере. Воинов-горцев, имеющих опыт взятия неприступных горных «замков», в войске Кира тоже хватало. Чего же еще?! В любом случае, как бы это ни произошло, Сарды были захвачены примерно в октябре-декабре 547 г. до н.э. и Лидийское царство прекратило свое существование, превратившись в одну из сатрапий Персии.
О судьбе царя Креза стоит поговорить отдельно, его личность начала обрастать легендами еще в годы благополучной жизни, что уж говорить о выпавших на его долю злоключениях и смерти. Рассказ Геродота о его участи откровенно фантастичен, в нем присутствует попытка сожжения Креза на костре, отмененная после того, как бывший царь рассказал притчу о визите афинского мудреца Солона (подробнее ЗДЕСЬ: Царь Крез Лидийский – «счастливейший из смертных»). «… Кир, услышав от переводчиков рассказ Креза, переменил свое решение. Царь подумал, что и сам он все-таки только человек, а хочет другого человека, который до сих пор не менее его был обласкан счастьем, живым предать огню. К тому же, опасаясь возмездия и рассудив, что все в человеческой жизни непостоянно, Кир повелел как можно скорее потушить огонь и свести с костра Креза и тех, кто был с ним ... Кир повелел снять с него оковы, усадил рядом с собой, оказывая [пленнику] величайшую честь …» Геродот. Спасенный, при помощи Аполлона, лидийский царь становится приближенным Кира и, своими советами, спасает множество лидийцев и греков. Кстати, гибнет Кир тоже в результате одного из советов Креза. Хэппи-Энд!
Геродот же рассказал о том, как Крез обратился с упреком к дельфийским жрецам, предсказавшим ему победу в войне: «…Крез отправил лидийских послов в Дельфы с приказанием возложить его оковы на пороге святилища и спросить, не стыдно ли было богу побуждать Креза прорицаниями к войне с персами, чтобы сокрушить державу Кира, отчего и получились такие вот «победные дары», и показать при этом на оковы. Послы должны были вопросить [бога] об этом, а также и о том, в обычае ли у эллинских богов проявлять неблагодарность ...».
Пифия «на голубом глазу» ответствовала Крезу: «Предопределенного Роком не может избежать даже бог. Крез ведь искупил преступление предка в пятом колене. Этот предок (царь Гигес), будучи телохранителем Гераклидов, соблазненный женским коварством, умертвил своего господина и завладел его [царским]саном, вовсе ему не подобающим ... Так же и на данное ему предсказание Крез жалуется несправедливо. Ведь Локсий предсказал: если Крез пойдет войной на персов, то разрушит великое царство. Поэтому, если бы Крез желал принять правильное решение, то должен был отправить послов вновь вопросить оракул: какое именно царство разумеет бог — его, Креза, или Кира. Но так как Крез не понял изречения оракула и вторично не вопросил его, то пусть винит самого себя. И смысл последнего изречения Локсия о муле Крез также не понял. Ведь этим мулом и был именно Кир, так как происходил от двух разных народов — от матери, более знатной, чем отец. Мать его была мидянкой, дочерью мидийского царя Астиага, а отец — перс, подвластный мидянам, будучи ниже ее во всех отношениях, взял супругой свою госпожу». И, вроде бы, все правильно, не подкопаешься, но почему-то на задворках сознания всплывает незабвенное: «Буратино, ты сам себе враг!».
Существует и другая легенда, повествующая о гибели несчастного царя Мидии Креза, она дошла до нас в изложении греческого поэта Вакхилида, жившего примерно в те же времена, что и Геродот. Стихотворец рассказал, что царь Крез не пожелав сдаться врагам и осознав, что помощи не будет, приказал сложить перед своим дворцом огромный костер, поместил на него все свои богатства, после чего бросился в пламя вместе со своей семьей. На этом реалистичная часть заканчивается и в дело вступает бурная фантазия народа, помноженная на поэтическое воображение Вакхилида. Прямо из костра царь Крез воззвал к богам вообще, и к Аполлону в частности, напомнив про свои богатые дары Дельфийскому храму и прочие богоугодные дела. Аполлон ходатайствовал за него перед Зевсом, и Громовержец вмешался в процесс самосожжения. Он затушил огонь и переместил Креза с семьей в Гиперборею, где живут счастливые люди.
Этот легендарный сюжет послужил основанием для предположения о самоубийстве царя Креза. «… На самом деле Крез последовал восточному обычаю и убил себя, чтобы избежать обычных оскорблений, которым подвергается пленный монарх, прежде чем будет казнен. В следующую половину века художник Мисон из Аттики, расписывавший вазы, изображал Креза сидящим на троне, на погребальном костре, который собирается поджечь слуга ...» Альберт Олмстед. Была ли мотивация Креза для самоубийства именно такой, или он просто испытал чудовищный стресс, потеряв в одночасье все и став из счастливейшего человека самым несчастным, и не пожелал жить дальше, теперь судить сложно. Однако, подобный поступок был вполне возможен, согласно обычаям, того времени. Огонь был, весьма почитаем на Древнем Востоке, и смерть в нем вполне «приличествовала» царю. Стоит вспомнить, что точно так же, не желая попадать в руки ненавистного врага, сожгли себя в пожаре собственных дворцов вавилонский царь Шамаш-шум-укин и его ассирийский коллега Син-шар-ишкун.
И, наконец, разбираясь в судьбе Креза Лидийского, не стоит совсем сбрасывать со счетов один из вариантов расшифровки сильно фрагментированного отрывка «Вавилонской хроники»: «в месяце нисанну (март—апрель), Кураш, царь страны Парсу, созвал свое войско и перешел Тигр ниже Арбелы. В месяце аяру (апрель—май) он [выступил]против страны Ли [дия...], убил ее царя, забрал его имущество, свой гарнизон там поставил [...]. Затем царь и его гарнизон оставались там». Если это прочтение текста, верно, то царь Крез погиб в бою, скорее всего во время захвата Сард, или же был убит (казнен) по приказу Кира сразу же после него. Однако, все вышеперечисленные варианты последних часов жизни царя Лидии Креза являются всего лишь предположениями и останутся таковыми, если не будет обнаружено новых документов того времени, указывающих на его судьбу.
Пока же достоверно известно только одно – в 547 г. до н.э. Лидийское царство перестало существовать, завоеванное Киром Великим. Персидский царь, впрочем, недолго «почивал на лаврах», он даже, до поры, не стал наказывать греков ионийского побережья, его влекли новые заботы и новые победы. «... Кир отдал город Сарды [в управление] персу Табалу, а золото Креза и прочих лидийцев поручил хранить лидийцу Пактию. Сам же он вместе с Крезом возвратился в Акбатаны, пока что, не обращая никакого внимания на ионян. Ведь помехой Киру были Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне. Против этих-то народностей Кир и намеревался лично выступить в поход, а против ионян послать другого полководца ...» Геродот.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«История. Книга первая. Клио» Геродот
«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев
«История древнего Востока» под редакцией В. И. Кузищина
Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"
"История Персидской империи" Альберт Олмстед
Другие статьи из серии "Первая Персидская Империя. Кир Великий":
Мидия накануне мятежа Кира Великого
Мятеж царя Персии Кира II Великого
Царь Крез Лидийский – «счастливейший из смертных»
Как поссорились царь Крез Лидийский и царь царей Кир Персидский
Разгром царя Креза в битве у города Сарды
Гибель Лидийского царства и смерть царя Креза
Визит спартанцев, восстание лидийцев и другие неприятности Кира Великого
Покорение греческих городов Малой Азии Персией
Завоевание Восточного Ирана Киром Великим
Саки – властелины степей Средней Азии
Поход Кира Великого в Индию и Афганистан
Массагеты на берегах "реки-призрака"
Массагеты – «неправильные саки»
Царица Томирис – погибель Кира Великого