15,8K подписчиков

Как (не) надо издавать книгу. Опыт публикации на Ридеро и Литресе – плюсы и минусы по-честному

7,6K прочитали

Привет, библиофилы всех мастей – от читателей до писателей!

А что? Писатель тоже ведь библиофил – он даже вдвойне, потому что должен любить и читать книги, и писать. Считается, что настоящий писатель прямо обязан много читать, без этого никак.

Так вот сегодня материал по запросу – для тех, кто пишет или уже написал и задумался о том, где же своё детище опубликовать.

Сразу скажу: дело это серьёзное и достаточно сложное для новичка. И чтобы избежать тех ошибок, которые сделали мы при публикации двух своих сборников, читайте статью внимательно.

Итак, мы – это сборище Клуб космических пахарей. Я достаточно подробно рассказывала о нашем Клубе, но для новеньких повторюсь: все наши авторы – выпускники писательской школы, основанной Майей Кучерской. Все прошли несколько курсов, подружились и стали общаться в ФБ, там нам и пришла в голову гениальная идея коллективного сборника.

Наши два сборника
Наши два сборника

Почему бы и нет? Есть одна тема, и каждый интерпретирует её по-своему. Это же интересно!

Мы сделали всё по-взрослому: объединились в группу (нас было больше 80 человек изначально), выбрали редколлегию и назначили тему и дедлайн. К сроку у нас было где-то 40 рассказов. Нет, уточнила у коллеги – 35. Из них выбрали 20 лучших, с ними работали, устраняли замечания редколлегии, переделывали, правили.

Сборник получил название Жизнигра, потому что был посвящён теме игр. Решили публиковать его на сайте Ридеро, там же взяли редактора. Естественно, платного. Заплатили почти 50 тыс. за редактуру. Причём сумма вычислялась в зависимости от объёма рассказа, всё по-честному. И получилось не так уж много на каждого, вполне подъёмная сумма. Этим и хорошо вот такое коллективное творчество.

Вот здесь видна точная сумма
Вот здесь видна точная сумма

Но - с редактором мы очень промахнулись. Ребята, не делайте этого! Редактор просто указала нам на грамматические ошибки, даже не стилистические, не говоря уж о серьёзной тщательной редактуре. И я думаю, что это не нам не повезло, это такой стиль Ридеро - оказывать услуги кое-как.

Потом мы сглупили ещё раз. Решили: раз она уже исправила все ошибки, корректор не нужен. Как же мы ошибались! При публикации все эти жуткие ошибки вылезли наружу и громко смеялись над нами! Теперь мы думаем, что будем переиздавать книгу на Литресе и перед этим сдадим её нашему замечательному корректору, которого нашли позже. Почему Литрес? Расскажу ниже.

Ридеро предложило нам и рекламу. Конечно, платную. И конечно, провальную. Никто ничего толком не рекламировал и не собирался. Минус определённая сумма. Замечу тут, что деньги мы опять брали свои, скидывались.

К тому времени у меня уже был этот блог на дзене, и я заметила, что мне ни разу не приходила реклама от Ридеро, зато регулярно сыпалась – от Литрес. Я рассказала об этом ребятам. Мы призадумались.

Поэтому когда встал вопрос о публикации второго сборника Одиночестванет, мы решили отказаться от услуг Ридеро, найти своего редактора и корректора и опубликоваться на Литрес. Результат превзошёл все ожидания.

Анна Гутиева оказалась идеальным редактором. Вдумчивым, внимательным и осторожным. Это большая редкость, когда редактор не пытается всех причесать под одну гребёнку, а чутко и бережно обращается с каждым текстом и каждым автором. Работать с ней было одно удовольствие! А на выходе мы получили сюжетно, стилистически и композиционно грамотный сборник рассказов.

Но на этот раз, наученные горьким опытом, не поскупились и на корректора. Людмила Шилина, несмотря на загрузку, согласилась работать с нашим сборником и сделала идеальную корректуру.

И обошлось нам и то, и другое всего в 25 тыс (18500 и 7400), как раз половину той суммы, что мы отдали только за редактуру, которой фактически не было. Почувствуйте разницу!

С обложкой второго сборника нам тоже несказанно повезло: нам она счастливо досталась по дружбе от настоящего крутого художника – Алексея Теренина. Кстати, первую обложку мы делали сами, вернее, один из редакторов Серёжа Седов, талантливейший фантаст и большой молодец, и тогда нам казалось, что его обложка - верх совершенства. Он сделал несколько вариантов, и мы выбрали тот, который всех устроил.

А вот с Одиночеством получилось так. Наш художник жил тогда в Праге и в карантин вывешивал свои работы на портале Шар и Крест(в обиходе - Шик, там художники, даже очень именитые, задешево продавали свои работы). И Лена Ахматова, одна из наших, у него купила так пару работ. Ей они очень понравились, да и интересно это было - успеть первым отхватить замечательную работу и почти даром. А потом она к нему обратилась с просьбой о нашей обложке. И он не отказал и даже был счастлив безвозмездно поучаствовать. Сейчас он уже в Москве, у него своя мастерская в Арт-пространстве Красный Октябрь.

А второй наш художник – Владимир Ходукин, он адаптировал картину и делал саму обложку. Это тоже, оказалось, очень трудоёмкий и непростой процесс. Была куча эскизов и несколько этапов работы. И получилось профессионально, конечно.

А теперь самое интересное: продвижение сборника двумя площадками и наша прибыль (хе-хе))) Причём замечу: с Ридеро мы за продвижение платили, а с Литрес - ни копейки. Сравните две суммы, которые мы имеем от продажи наших книг в Ридеро и на Литрес:

При этом мы Литресу ни копейки не заплатили - ни за рекламу, ни за другие услуги. Зато подали заявку на конкурс "Электронная буква". Может, выиграем? Ведь мы, как-никак попали в первую же неделю продаж в бестселлеры Литреса – на графике хорошо видно, что нас бурно покупали в тот момент, когда мы себя рекламировали. Из чего мы сделали вывод: реклама нужна, это работает! Причём реклама должна быть постоянной, не одноразовой акцией.

Как видите, суммы с продаж очень смешные и маленькие, мы их просто соберём и внесём за корректуру Жизнигры, когда будем переиздавать её. Либо пустим на корректуру нового сборника, который планируем выпустить к Новому году, хоть какая-то польза. Но ведь это и не был коммерческий проект.

Когда мы только затеяли всё это, мы понимали, что прибыли не будет. Зачем же на это пошли? Потому что решили таким образом заявить о себе, перестать быть писателями, которые пишут "для себя" и "в стол", а начать уже выходить на большую дорогу русской современной литературы.

И вот что я скажу: мы были правы. Это показал и Книжный салон в мае – там количество наших читателей увеличилось ещё на несколько десятков, и это приятно. В следующий раз будут сотни, а там и тысячи)

Не надо только повторять наши ошибки!
Не надо только повторять наши ошибки!

Подведём итоги.

Если вы написали книгу, попробуйте отправить её в книжное издательство – пусть они возьмут на себя все расходы, издадут вашу книгу сами. Это самый логичный вроде бы и простой путь. Но с улицы там не очень-то прорвёшься. Мы пробовали и это. У меня есть подробная статья, почему мы отказались, например, от сотрудничества с Эксмо-диджитал – это тоже оказался лохотрон для молодых неопытных авторов. Не ведитесь!

И тогда выбираем путь публикации самостоятельно.

Наш опыт подсказывает, что самый приятный и достаточно дешёвый путь - Литрес. Замечу сразу, что это не партнёрский и не рекламный материал. Это альтруистическая акция нашего Клуба космических пахарей – мы просто не хотим, чтобы вы наступили на наши грабли, если этого можно избежать. И Литрес за эту рекламу нам не платит. К сожалению)

Творите, пишите и публикуйтесь! Больших денег не ждите) Но по-любому это работает: только начни что-то делать, и решение придёт, и возможность появится, и результат будет.

А книжки наши вот здесь: Одиночестванет и Жизнигра

Почему мы отказались от сотрудничества с Эксмо-диджитал – статья вот здесь

Отличная статья с отзывом на наши книги вышла на независимом канале - почитайте, если интересен объективный взгляд.

Жду ваших комментариев. Спасибо, что делитесь мыслями и чувствами. Я рада каждому! И не забывайте про лайк, репост и подписку, это очень полезные штуки на самом деле) Всех обнимаю)

Больше обсуждений и тем по тегу #разговорыbibliojulia