История древних государств, это всегда история, которая просвечивает через чей-то текст. В Древнем Египте не было собственно исторических знаний. Первые сведения о Египте были вплетены в полотно представлений западной цивилизации благодаря античным историкам и писателям. Положил начало процессу «узнавания» Египта европейцами Геродот – «отец истории».
В 440-х гг. до нашей эры Геродот Галикарнасский (ок. 484-425 гг. до н.э.), вероятно, посетил Египет. Вынужденно приходится говорить, что именно «вероятно». Потому что по утверждению некоторых писателей «Отец истории» был также «отцом лжи», и весь его рассказ о его путешествиях по Египту ни что иное как мастерская выдумка. Действительно, Геродот зачастую расцвечивал страницы своей «Истории» изрядными небылицами. Так, например, говоря о землях лежащих за Каспием, он сообщал о берегах Северного океана, где зима длится восемь месяцев в году, а люди по этой причине впадают в спячку на полгода. Да, такие рассказы конечно не добавляют уверенности в сочинениях Геродота. Впрочем, и много веков спустя путешественники, считавшие себя кем-то вроде «этнографов» будут плести небылицы об увиденном ими, как например в книге «Путешествия сэра Джона Мандевиля». Но тем не менее, эти книги – Геродтоа и Мандевиля роднит то обстоятельство, что в отношении их сведений именно о Египте, споров меньше всего и они могут притязать на достоверность. Вернемся к Геродоту. Он побывал в Египте в печальные времена. Египет уже почти столетия как был подчинен Персидской державе. А магистральным замыслом «Истории» Геродота, было как раз показать противоборство Европы и Азии – Эллады и Персии, так что в данном случае ему пришлось «работать» на территории врага. И в результате этой работы античный мир сумел познакомиться с Древнеегипетской цивилизацией. Конечно, отдельные случае знакомства случались и прежде. С Египтом связывали античных мудрецов, на подобие Фалеса и Пифагора. Но все же Геродот показывал, именно показывал, специфику Египта, а не приобщался там к каким-то тайным знаниям.
В «Истории», прежде всего во второй книге описывается его путешествие по Египту в сторону Элефантины – на южную границу персидской империи. Геродот занимался собиранием сведений, информации о народе, жившем вдоль Нила и о далеких «варварских землях», таких как Нубия и Эфиопия. Именно через «Историю» Геродота происходит знакомство с историей, географией, землей и обычаями египтян.
Геродот был определенно влиятельным автором эпохи античности. С его трудом были знакомы Александр Великий, Аристотель и представители династии Птолемеев – будущих эллинистических правителей Египта. Сочинения Геродота сформировали представления о Древнем Египте для таких римских авторов как Лукан, Плиний, Диодор Сицилийский, которые попытались превзойти «легковерные истории», рассказанные Геродотом. Да, к их времени, творение Геродота представлялось не слишком серьезным, но тут можно сказать о том, что сам Геродот несерьезно относился к туманным сведениям о Египте, которые до него сообщали такие авторы как Гекатей.
Современные исследователи так же порой относятся с сомнением к сведениям, сообщаемым Геродотом. Так, например, востоковед А.Х. Сэйс обвинял Геродота во лжи, полагая что он в своем путешествие не забирался дальше Файюмского оазиса и ни в коем случае не побывал в Элефантине. Спустя тридцать лет, в начале XX века, Сэйс был опровергнут У.В. Хау и Дж. Уэллсом. Они утверждали, что сочинения Геродота обнаруживают глубокий уровень познания реалий Египта того времени. По сей день, в плане истории познания древнеегипетской цивилизации необходимо начинать именно с сочинения Геродота (с поправкой на более ранние сведения о Египте, которые были вплетены в библейское повествование). Но при этом нужно понимать, что Геродот конечно не был ученым-египтологом в современном смысле слова. Его надежность, это надежность передачи чужих рассказов, с которыми он сталкивался во время своего путешествия.
Геродот утверждал что его рассказ о Египте основана на собственных наблюдениях и результатах собственных исследований. Действительно он все-таки подвергал критической оценке сведения, сообщаемые ему египтянами, и не вставил в свой текст откровенных небылиц о Египте.
Геродот скорее всего действительно побывал на пространстве от Саиса (один из центров Нижнего – северного – Египта) до Элефантины. Но он не путешествовал за первый нильский порог и именно поэтому сведения о дальнем юге, которые он приводит столь расплывчаты и туманны. Сталкиваясь с устными рассказами он вынужден был полагаться на «профессионализм» переводчиков, многое, что он почерпнул о Египте, было добыт что называет из вторых рук.
Информация, которую получал Геродот, как правило исходила из четырех источников:
1) От греческих поселенцев на территории Египта;
2) Гильдии переводчиков;
3) Египетских жрецов;
4) Ранних греческих исследователей.
К переводчикам относились, умеющие говорить по-гречески египтяне, через которых Геродот задавал вопросы местным жителям. Многое, что ему сообщали из-за перевода страдало, происходили искажения и ошибки. Вполне возможно сами переводчики имели смутное представления об истории Египта, ведь их как и самого Геродота от начала египетской цивилизации отделяли тысячелетия, а историчность не была присуща египетскому обществу. Геродот также опросил египетских жрецов в Мемфисе, Гелиополе, Саисе и Фивах. Храмы были сокровищницей египетской истории и таили в себе массу любопытной информации, при храмах располагались архивы и библиотеки папируса. Но нет никаких сведений о том, что Геродоту удалось сличить устные сведения с письменными данными. Жрецы презрительно относились к грекам презрительно (что видно по легенде о беседе жрецов с Солоном, где жрецы упрекают греков в том что у них отсутствует память), их считали «нечистыми». По этой причине египетские жрецы не были заинтересованы в том, чтобы предоставлять Геродоту так интересовавшие его сведения.
Для греков Египет казался поставленным с ног на голову, ввиду того что «Верхний Египет» располагался на юге, ибо именно оттуда проистекал Нил (для греков же было естественно ассоциировать верх с севером). Старинные здания и монументы поразили воображение Геродота. Он осмотрел и попробовал измерить пирамиды в Гизе, посетил Лабиринт храма Аменемхета III, посетил Файюмский оазис и город Кракодилополь. Геродота пленил Нил и его ежегодные разливы. В итоге именно Геродоту принадлежит сакраментальная фраза, которой начинаются многие повествования о древней цивилизации – «Египет – дар Нила». Геродот записал теории о причинах нильских разливов, включая таяние снегов южнее Египта (эта теория была ближе всего к истине). Египетские обычаи часто удивляли Геродота: бритоголовые жрицы, грязные свинопасы, женщины занимавшиеся работами, которые для них в Греции были недоступны, мужчины ткущие ткань, обычай обрезания, регулярные омовения жрецов. Впечатлили Геродота песчаные бури, приходившие из Ливийской пустыни и летучие змеи, которых уничтожали стаи ибисов.
Геродот был очарован египетскими погребальными обычаями. Мумификация и соответствующие ритуалы были достаточно подробно описаны им в своей «Истории». Он описал удаление мозга и внутренностей, употребление специальных веществ, помещение тела в бальзамирующую жидкость на семьдесят дней. Он определил, что существует три класса мумификации (в зависимости от платежеспособности обратившегося) и записал, что тела красивых и знатных женщин передают бальзамировщикам лишь через несколько дней после смерти дабы у тех не возникло желания (хм…сами подумайте).
Геродот безусловно восхищался древностью Египта, его историей уходившей в века. Он подметил сходства, заимствования в греческой культуре, происходившие из Египта – скульптуру и живопись, календарь, медицину и архитектуру.
Да, сведениям Геродота не хватает научности, но в целом он запустил процесс познания египетской цивилизации, и его строки приносят некую жизнь в описание этой цивилизации.
Спасибо за внимание!