Моя поездка в славный город Санкт-Петербург на столетие Великой Октябрьской Революции в ноябре 2017 года показала мне, что по родной стране путешествовать можно не менее увлекательно, чем по всяким "южным америкам и африкам".
Но в начале 2018 года меня опять потянуло в "иные страны". Я попытался организовать себе событийное путешествие на зимние Олимпийские игры в Южную Корею или пляжное путешествие на Кубу. Но то ли что-то не срасталось, то ли я уже наездился по разным странам. Корея похожа на Китай, Куба на Мексику и Бразилию. А хотелось чего-нибудь необычного. В итоге я нашел для себя "необычность" в совмещении событийного туризма на Чемпионат Мира по футболу 2018 с посещением большой туристической тройки Северной России: Валаам – Кижи – Соловки. Итак, совершив 13 длительных путешествий по странам Европы, Африки, Азии, Южной и Северной Америки я «вернулся в родную гавань» для трехнедельного путешествия по своей стране.
Решение принято, началось его воплощение. Дело это в современных условиях несложное. Но я ведь собрался прокатиться по России и тут выясняется, что в нашей стране вольный путешественник в несильном почете. Это товарищей, купивших пакетные туры в заморские страны, защищает наше государство. Вся организация туризма в России заточена на организованных туристов. Особняком оказались Соловецкие острова: размещение или дорого в немногочисленных гостиницах, или на квартире у местных жителей. При этом в обоих случаях отзывы туристов были достаточно противоречивыми.
И я глубоко задумался… Может все-таки поехать на Кубу? Окончательный выбор в пользу Родины я сделал после просмотра в интернете серии фотографий общественного транспорта острова Свободы.
Купил билеты на самолеты до Москвы и обратно из Питера. И начались мои гостиничные мучения. В Москве и Петербурге отельеры встретили Чемпионат мира по футболу ударными темпами роста цен. Хотя в Питере еще можно было найти недорогие гостиницы. Я не футбольный фанат, тратить деньги на билеты на стадионы было жалко. Поэтому я решил смотреть футбол на фанзонах Москвы и Санкт-Петербурга.
Так в попытках сэкономить и родился окончательный маршрут поездки: Москва (2 ночи) – Коломна (две ночи) – Москва (игра Россия – Саудовская Аравия) – ночной переезд в поезде в Санкт-Петербург- Санкт-Петербург (5 ночей) с выездами в Шлиссельбург и Павловск – Сортавала (2 ночи) с поездками в Рускеалу и на Валаам – Петрозаводск (2 ночи) с поездками на Кижи и по центральной Карелии – ночной переезд в Беломорск – миникруиз на теплоходе "Сапфир" - Соловецкие острова (три ночи) – переезд на теплоходе в Кемь – ночной переезд на поезде в Санкт-Петербург – Кронштадт (1 ночь) – Санкт-Петербург (1 ночь) – ночной перелет в Тюмень.
Кроме мучений при планировании путешествия у меня еще были неожиданные тяжелые проблемы. Ровно за месяц до поездки я умудрился сломать кисть руки, катаясь на роликах. Потом пришлось переносить прямо под возвращение домой очень важное мероприятие на работе. А в завершении моя 83-летняя мать упала и повредила шейку бедра.
Это было что-то: я в гипсе, мать в больнице, болеть нельзя, а надо готовиться к ежегодной проверке. Билеты на самолет я купил у "Аэрофлота" по самому низкому невозвратному тарифу.
Дело жвах…
Но я бывал в Индии. По методу индийских йогов вздохнул, выдохнул и поехал. Сначала подумал, что побываю хоть в Москве, окунусь в атмосферу чемпионата мира, а там вернусь домой. Потом решил, что продержусь в Питере до матча Россия – Египет. В этот момент друзья и коллеги помогали мне с больной матерью.
Так я доехал до Карелии, а потом и на Соловки попал. В общем, все задуманное я выполнил на 99%. Не удалось только прокатиться на кораблике по Москве-реке и искупаться в Финском заливе, в обоих случаях подвели погодные условия.
Что сказать, можно и по Родине ездить. Наша страна прекрасна и пока еще не совсем глобализована. Остались на бескрайних российских просторах еще Соловки, Кижи, Коломна.
Но и Питер с Москвой тоже хороши…
Про транспорт:
1. Авиационный
"Летайте, так сказать самолетами самой замечательной авиакомпании России". Летел в Москву "Аэрофлотом", а возвращался из Питера на "дочкином" борту "России". Перелеты прошли без проблем, задержек и прочего…
2. Железнодорожный
РЖД по прежнему был на высоте. Сначала были две электрички-экспрессы до и из Коломны. Все думал, что чего-то не хватает. Блин: нет рекламной карусели. Из Москвы в Санкт-Петербург ехал на «Красной стреле». Как говорится "Красная стрела" есть "красная стрела". Сервис очень, ну очень... и часы можно проверять по соблюдению времени отправления - прибытия поезда. Обыкновенный скорый "Мурманск - СПб" - скромнее "Стрелы", тем более ехал в плацкарте, но все было очень прилично.
3. Автомобильный
Вот здесь у нас бардак. Ужас тихий на чем люди ездят по русским провинциальным городам. За наши "marshrutka" стыдно было даже перед эмигрантами, которые пробирались в Евросоюз через Сортавалу.
4. Морской и озерный водный транспорт
Суда на подводных крыльях на Ладожском и Онежском озерах оказались на уровне моих ожиданий. Теплоходы на Белом море могли бы быть и поприличней, но в целом все нормально. "Сапфир" из Беломорска приличнее, чем теплоходы, курсирующие из Кеми.
5. Городской транспорт
В Москве вообще без вопросов. В Петербурге старался ездить на троллейбусах. Метро в Петербурге проложено глубоко и в центре неудобно расположено. В обеих столицах покупал или загружал суточные проездные. С питерским "Подорожником" удобнее, но я умудрился его еще и потерять. В Петрозаводске ездил на троллейбусах и микроавтобусах. Когда первый раз увидел петрозаводский "рогатый раритет" челюсть отпала от удивления. Я думал такое уже ездить не может, но неплохо ездит, опыт имеется.
6. Такси
После не совсем удачного старта поездки с "традиционными" тюменскими таксистами скачал на ж/д платформе станции Коломна "Яндекс.такси" и далее пользовался только им. Опыт только положительный. На Соловках пытался воспользоваться услугами местного такси, полный облом.
7. Туристический транспорт
С этим делом у нас в принципе нормально. Вполне комфортно даже на микроавтобусах. Кораблики в Петербурге и Кронштадте имеют вполне приличный уровень.
Про гостиницы
Я человек небогатый и непривередливый. Главное для меня при выборе гостиницы было соотношение цены и удобного месторасположения. Разброс цен в эту поездку был от 500 руб за "домик на колесах" в кемпинге в Петрозаводске до 3000 руб за номер на дебаркадере форта "Константин" в Кронштадте. Между ними разместились отдельные номера в питерских хостелах, московский капсульный отель, "домик на курьих ножках" кемпинга в Коломне, "нормальная" гостиница в Сортавале и хоумстей рядом с Соловецким монастырем. Самое смешное, что больше всего мне понравилось в самых дешевых вариантах на берегу Онежского озера в Петрозаводске и хостеле на Невском. В принципе уровень всех гостиниц соответствовал заявленному. Небольшие проблемы были, но не критичными. Особняком стоит комната в доме у "травницы Оли" в Соловецком поселке, но это чистая экзотика.
Про питание
Проблем не было никаких. Москва - фудкорты торговых центров. Петербург - "Столовая №1" и пару раз "Теремок". Петрозаводск - кафешки на проспекте Ленина. Соловки - сельповское кафе "Кают-компания". Больше всего мне понравилось на Соловках, очень вкусно и душевно.
Про связь
Прикольно, но и своей стране мне пришлось покупать "местную" симку, т.к. Теле2 не работает на Соловках. Кроме Соловков я по своему тарифу был везде почти как дома. В Петрозаводске купил "мегафоновскую" симку затраты составили 400 руб за 4 дня.
Про экскурсии
В России без услуг турфирм обойтись можно, но сложно. В Петербурге теперь сплошной договорняк, цены держат одинаковые и высокие. Для поездок на Валаам и Кижи я также обращался в турфирмы. В Петрозаводске я сотрудничал с турфирмой "Русский север". Опыт только положительный. Все обязательства передо мной выполнили.
Начало поездки: Тюмень — Москва
Начало моего путешествия было несильно успешным. Накануне мне сняли гипс с правой руки, но рекомендовали бинтовать кисть эластичным бинтом. Рука была сильно опухшая. Собирался я немного нервно, набрал кучу лишних вещей. Например, на удивление несмотря на июнь практически не понадобился репеллент. Самая сложная ситуация с мошкарой и комарами была утром при ожидании такси до аэропорта «Рощино». Таксист мне попался какой-то прогрессивный: вел автомобиль одной рукой, а второй на смартфоне искал новых клиентов. Ладно хоть довез до аэропорта Рощино без происшествий. «Аэрофлот» не подвел. Я зарегистрировался еще накануне, поэтому бодро сдал багаж и далее все прошло на ура.
Шереметьево встретило меня хмурой погодой. В город я решил ехать на автобусе, т. к. спешить мне было собственно некуда. У меня с собой была московская карта «Тройка». Теоретически ее можно пополнить в автомате на остановке рядом с терминалом D, но практически мудрые водилы или просто вандалы засунули монетку в купюроприемник (часто у нас так, у разумного дела находятся недоброжелатели). Правда водительница автобуса оказалась честная, без проблем продала один «Единый» за 55 рублей. Я немного растерялся и сел на автобус маршрута №817, который сначала объезжает все терминалы, а потом едет в Москву. Часовое путешествие вокруг аэропорта и по Химкам было поучительным. Честно сказать окрестности родной Тюмени выглядят получше.
Я немного нервничал еще по одной причине. Первоначально я забронировал номер в продвинутом капсульном отеле Molotoff, который располагается в здании «Центрального телеграфа» на Тверской. Расположение естественно супер. Но перед чемпионатом администрация хостела решила подзаработать как все и резко подняла цены. Видимо доподнимались. Прислали мне за сутки до вылета сообщение об отмене брони, т. к. их закрыли на проверки. Я сначала подумал, что они меня кинули из-за низкой цены, но я потом проверил на месте. Вроде они не работали.
Я в последний момент был вынужден с помощью букинга искать другую гостиницу. Практически за те же деньги я забронировал номер в капсульном отеле InterQube на Третьяковской. Замоскворечье — мой любимый район в Москве из-за близости к центру и одновременной тишины и немноголюдности.
На станции метро «Планерная» я купил проездной «Единый» на трое суток и отправился в гостиницу. Заселение прошло удачно и далее с жильем у меня проблем не было, несмотря на ажиотаж в обеих столицах. Я не стал мелочиться и доплатил еще немного за ранее поселение. В капсульных отелях я жил только в Москве. Минусы понятны, но для меня важна некоторая приватность при нормальной цене. В InterQube все было очень прилично организовано, т. к. отель ориентирован на западную публику.
Но в начале основными клиентами были россияне, и только началось их замещение на иностранных клиентов. Через день россияне остались в меньшинстве, а капсулы заполнились латинской и африканской публикой.
Я немного передохнул и отправился на прогулку. Было воскресенье и я решил посетить с ностальгическим визитом ВДНХ. Основной целью был вновь открывшийся после реконструкции павильон «Космос», а на следующий день он не работал. Поэтому я собрал волю в кулак и пошел … но не к метро. Решил прогуляться до Красной площади пешком.
Итак, Москва хмурым воскресным днем. Несмотря на склад моего характера Москва мне очень нравится. К тому же я все время умудряюсь найти время прогуляться рано утром по почти безлюдным улицам. О приближении Чемпионат мира свидетельствовали флаги на Большом Москворецком мосту.
С этого моста я рассмотрел еще одну цель в Москве, парк «Зарядье».
Как то все немного странно выглядит. На первый взгляд гостиница «Россия» лучше смотрелась. Но «Зарядье» пока подождет и я прошел в сторону Красной площади.
Главную площадь страны сложно увидеть в стандартном виде. Вот и в этот день собирали трибуну к «Дню России».
Мне кажется, что нашим властям надо подумать о переносе большей части развлекаловки куда-нибудь в более подходящее место.
Покрутившись немного на площади я отправился обедать в фудкорт Охотного ряда. Выбрал патриотичный «Теремок». Я ведь с Родиной в этот раз не прощаюсь, кфсы и маки подождут до следующего раза.
«Выставка достижений народного хозяйства» вызвала у меня противоречивые чувства.
В конце 90-х я здесь часто бывал по работе. Главная выставка страны переживала тогда нелегкие времена, но я почему то с теплотой вспоминаю ларечки на центральной аллее, шумную торговлю в павильонах. Планы у московского правительства грандиозные и застал их воплощение. Все раскопано, разворочено и как-то странно выглядит. Вот знаменитый фонтан «Дружба народов». Россиянка и украинка рядом, сверкают золотом... Да...
Там вот Казахстан восстанавливает в прежнем виде свой павильон, а рядом мудрые профсоюзы лукаво «спрятали" свою торговлю за новым фасадом.
Интересно, а что будет в бывшем павильоне Украины, хотя все в современном мире быстро меняется. И на ВВЦ 90-х уже не вернуться никогда, как и ВДНХ 30-х.
А вот новое воплощение космической темы на ВДНХ порадовало. Один самолет и ракета у павильона «выжили» и радуют глаз.
Внутри павильона оказалось так же очень интересно. Сейчас это называется «Центр «Космонавтика и авиация».
Сначала я выстоял почти часовую очередь в стимулятор и «слетал в космос». Забавный опыт.
К посещению я не готовился, поэтому просто гулял по павильону, глазел подлинные экспонаты и макеты. Побывал сначала в будущем, а потом в прошлом. Сфотографировался у спускаемого аппарата, заглянул в станцию «Мир» (полномасштабный макет).
Мне очень понравилось. В этом месте испытываешь гордость за свою страну. Ведь у нас есть реальные достижения, а не придуманная мифическая история.
Ну робот хорош. Дети были просто в восторге.
Пока я «был в космосе» в Москве случился ливень и о первоначальном плане покататься на роликах по ВДНХ пришлось забыть. Я еще хотел прокатиться на «лужковском чудо-поезде». Но монорельс теперь не в моде, поезда ходят редко, впечатлений от космоса было уже достаточно и я решил вернуться на обычном метро в Замоскворечье.
Ужинал в утилитарном KFC на Пятницкой. Спал я в капсуле без задних ног. Начало путешествию положено. Завтра будет легче.
Спасибо за внимание...
Продолжение следует...