Предыстория
Чуть больше года назад в минский офис «Белгазпромбанка» пришли силовики с обыском, в результате которого была изъята коллекция картин, принадлежавшая банку.
А случилось это после того, как бывший руководитель банка Виктор Бабарико заявил о своем намерении стать президентом. На него тут же завели уголовное дело и отправили за решетку. Приобретение этих картин шло довеском к другим обвинениям в его адрес. Хотя шестью годами ранее Бабарико даже получил признание как «Меценат культуры Беларуси», и ему пели хвалебные оды на государственных каналах.
Конечно же, никто не поверил в версию следствия, что с таким трудом купленные картины за несколько десятков миллионов долларов привезли в Беларусь с целью вывезти потом и продать. Отсутствие логики в обвинении в очередной раз вызвало всеобщее возмущение.
Что это за «Ева»? И почему именно она?
Среди прочих картин была и «Ева» Хаима Сутина, которая впоследствии стала символом протестов в Беларуси. По некоторым данным это самое дорогое произведение искусства в стране. И, наверно, поэтому при конфискации его показали крупным планом по TV.
Вот здесь и началась история ее популярности в республике. «Еву» стали печатать на стикерах, открытках, сумках и футболках. Творческие люди начали создавать свою «Еву» и размещать ее в сети под хэштегом «#евалюция». «Free Eva» — c такими плакатами выходили беларусы за рубежом и на родине, устраивали перфомансы. Ее называли и белорусской Моной Лизой, и «нашей Жанной д’Арк».
Мог ли предположить Сутин, что через сто лет «Ева» будет так популярна на его исторической родине?
Хаим Сутин родился в местечке Смиловичи Минской губернии в конце 19-го века в еврейской бедной семье (был 10-м ребенком из 11-и). В 14 лет сбежал из дома в Минск, где стал посещать художественную школу. Затем были Вильно и Париж, и нищета, и признание, и богатство, и известность. Умер Сутин 9 августа 1948 года. Именно в этот день спустя 77 лет прошли в Беларуси выборы, которые разделили жизнь беларусов на “до” и “после”. Совпадение или знак?
Неведомо где томилась «Ева» и другие картины коллекции целый год. И вот сейчас пришла радостная весть, что она на свободе. Вместе с остальными произведениями выставлена в галерее «Арт-Беларусь» в Минске.
А что же Виктор Бабарико?
Вчера закончился суд над ним. Итог — 14 лет колонии усиленного режима. Но это еще не все. Штраф около 58 тысяч $ и более 18,4 миллиона $ — возмещение ущерба. Своей вины он не признал.
Только собравшиеся вчера у здания суда беларусы уверенно говорили мне, что очень скоро он будет на свободе, а эта история с уголовным делом еще больше подняла его рейтинг среди избирателей.
Больше о Беларуси можно узнать, подписавшись на мой блог Беларусь. Эволюция сознания