Мэри Ньюкомб, урожденная Слэтфорд, британская художница, родилась в Харроу-он-зе-Хилл 25 января 1922 года, но очаровалась английской деревней, когда росла в прекрасном зеленом графстве Уилтшир. С самого детства сильна была ее любовь к рисованию. Она вспоминала, как учитель похвалил ее за набросок кустика ежевики. «Да, я знаю», - тихонько сказала девочка и, застеснявшись, убежала домой.
Обложка: «На ветвях, где сидят птицы, нет капель дождя». Источник: https://artuk.org/discover/artists/newcomb-mary-19222008
Однако, учась в Университете Рединга, степень Мэри Ньюкомб получила в области естественных наук. Преподавала математику и естественные науки в средней школе Бата. В 1945 году она вызвалась работать ассистентом в Полевом центре исследований Флэтфорд-Милл, созданном художником-орнитологом Эриком Эннионом на границе Саффолка и Эссекса. Ее поселили в коттедже, вид из которого открывался на излюбленную Джоном Констеблем местность. Эта работа научила ее искусству наблюдать и делать множественные заметки и зарисовки, чтобы изображение оставалось свежим в памяти.
«Сегодня я пересекла траекторию полета пчелы», - напишет она много позже в своем единственном дневнике, многие записи из которого нашли свое отражение в рисунках и картинах.
Во время поездки, организованной Эннионом для опытов по выращиванию удобных для выпи тростников в Уолберсвике, она встретила фермера Годфри Ньюкомба, вернувшегося из Индии. В 1950 году Мэри вышла за него замуж и переехала на небольшую ферму в Норфолк. Она родила двух дочерей, помогала мужу, увлекавшемуся гончарным делом, украшать изделия. Ранее она посещала вечерние классы в Коршам-Корт, школе искусств Уилтшира, так что предпосылки к творчеству были и немалые. Годфри и Мэри создавали декоративную посуду в стиле средневековой, в то время возник спрос на работы ремесленных мастерских. Уже через несколько лет Годфри управлял фермой и гончарным заводом, а Мэри, наконец, нашла свое призвание в живописи, одновременно воспитывая дочерей Ханну и Тессу (последняя теперь сама по себе стала известной художницей).
Слегка иронично она пишет про свой "Одуванчик: "«За то время, которое мне потребовалось, чтобы нарисовать это, тени сдвинутся по кругу, и солнце закончит свое движение».
Сельская жизнь и круговорот времен года стали всем миром для Мэри Ньюкомб. Овцы, цыплята, деревенские праздники и ярмарки, маленькие происшествия во время автобусных поездок или велосипедных прогулок, все это замечалось, записывалось и зарисовывалось. Она поистине наслаждалась всем, что ее окружало, обращая внимание как на цвет платьев подружек невесты на свадьбе, так и на цвет тельца стрекозы.
При взгляде на «Бабочек» возникает чувство легкости, трепета, движения, ощущения чуда самой жизни.
Мэри Ньюкомб искренне считала, что все художники, включая ее, должны придумать свой собственный язык, визуальный, поэтический, который в свою очередь, изменит видение других. И она действительно придерживалась своих собственных убеждений, причем с юмором и оригинальностью. За кажущейся простотой скрывалась внутренняя стойкость и стремление к воплощению личного, глубокого, чувственного видения.
Она стала участником Нориджской группы двадцати (Norwich Twenty Group), ассоциации художников, которые были намерены путем совместных дискуссий, критики и выставок повышать уровень местного профессионального искусства. На таких выставках удачливые посетители покупали работы Мэри Ньюкомб за условные 20 фунтов стерлингов, прежде чем она осмелилась отнести сумку с картинами лондонскому арт-дилеру Андрашу Кальману. Венгерский беженец, основатель галереи Crane Kalman в Лондоне, с момента их знакомства и до конца жизни поддерживал ее. С 1970 года она выставлялась в Crane Kalman Gallery, провела, по крайней мере, 12 персональных выставок. Ее картины стали покупать коллекционеры, телеведущие, режиссеры и кинозвезды.
«Она была провидицей, рисовала то, что никто не видел, иногда самые мелочи. Она была из тех людей, у которых было собственное видение. Велосипедист или птица, сохнущее белье, колышущееся или неподвижно свисающее в зависимости от погоды, она внимательно изучала все это. Она привнесла в живопись что-то настолько простое, чего никто раньше даже не замечал и указывает нам на то, о чем мы все знаем, но не рассмотрели должным образом». Рональд Блайт, писатель из Восточной Англии и друг Мэри.
Картина "Люди, идущие среди маленьких песчаных холмов" была приобретена для своей коллекции галереей Тейт. Она написана маслом в несколько слоев на тонкой доске из оргалита (по сути это обычный жесткий картон). Таковы практически все ее работы, за исключением заметок и набросков в смешанной технике (акварель, тушь, карандаш).
Есть что-то детское, но простое и целеустремленное - в ее творчестве и жизни. Это получило отражение в ее дневниковых записях: «Мне дорога зеленая трава». «Сегодня я передвинула анемон ветреницу, чтобы ее не раздавили». «Время все еще идет, но здесь оно идет медленнее».
Не великие картины, а попытка сказать свое слово о мире и пространстве вокруг, о том, как все малое может соединиться в гармонии вселенной.
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.