Найти тему
Русская армия. История.

Как поступили с фальшивыми ветеранами Чеченской войны

Русские солдаты в Чечне. Фото Александра Неменова
Русские солдаты в Чечне. Фото Александра Неменова

После каждого локального (да и не локального) военного конфликта появляются такие личности, которые хотят "нагреть на этом руки". Речь идет о "ненастоящих ветеранах". Причем ненастоящими ветеранами можно считать не только тех, кто купил себе удостоверение, но и тех, кто отсиделся в тылу или в штабе или прятался за спинами товарищей. А потом на законных основаниях получил свое удостоверение и теперь щеголяет с медалью перед друзьями:

У нас было много вопросов к порядку выдачи удостоверений во время чеченских военных кампаний... Человек мог приехать... пробыть три дня и, даже не участвуя в бою, получить статус ветерана боевых действий. Он полагался не только военнослужащим, но и сотрудникам других силовых структур, судьям, военным прокурорам. (Источник АиФ. Пороха не нюхали. Ветеранов чеченских войн проверяют на «подлинность»)

Схема эта далеко не новая. Такое было еще во времена Великой Отечественной войны. О чем писал в свое время ветеран Николай Никулин в своей книге "Воспоминания о войне":

Он пришел на собрание в шикарном костюме, при многих орденах, с женой — крашеной блондинкой лет на двадцать моложе супруга. Его выступление было откровенным самовосхвалением: длинная фронтовая биография. Получалось, что благодаря ему была выиграна война! Но ведь на передовой этот человек никогда не был, не слышал свиста пуль и снарядов. Жил в тепле, сытости, уюте, километрах в пятидесяти от фронта, писал статьи, которые невозможно было читать и которые использовали в лучшем случае для самокруток.

Как, кто и когда выдавал ордена этим людям? Почему случалось так, что настоящие фронтовые герои часто оставались ни с чем, а тыловики могли потом расхаживать красуясь боевыми наградами?

Колонна федеральных сил в Грозном
Колонна федеральных сил в Грозном
Откуда, например, у нашего штабного писаря Пифонова или Филонова (не помню правильно фамилию) появился орден Отечественной войны? Он и из землянки не вылезал во время боев...А заведующий бригадным продовольственным складом, фамилии его не знаю, за какие подвиги у него два ордена Красной Звезды? Ведь всю войну он просидел среди хлеба, сала и консервов. Теперь он, наверное, главный ветеран!

Так что нельзя однозначно утверждать, что если у человека есть удостоверение участника боевых действий, то он точно настоящий герой и ветеран. Даже если удостоверение это выдано правомерно. Ведь даже тот командир, который продал экипаж танка врагам(о котором рассказывал Невзоров в своей передаче), тоже, вероятно, получил удостоверение ветерана, какие-то надбавки, и, может быть, медаль.

В общем ветераны бывают разные. Так, например, в феврале 2020 года военная прокуратура города Прохладного в Кабардино-Балкарии у бывших служащих местной воинской части обнаружила десятки фальшивых (по мнению прокуратуры) удостоверений участников боевых действий. Им предписали вернуть все деньги, которые они получили в качестве льгот за 14 лет.

Двое из получивших удостоверение даже пытались оспорить это решение. Так как, по их мнению, здесь все законно. Удостоверения им выдал командир их части. Подпись и печать настоящие:

Пенсионеры Рудольф Акопян и Иван Шапранов не скрывают, что в боях никогда не участвовали. Воинская часть, в которой они служили прапорщиками в 1990-е и 2000-е годы, базировалась в Кабардино-Балкарии... снабжала воюющие в Чечне подразделения, доставляя грузы...(Источник АиФ. Пороха не нюхали. Ветеранов чеченских войн проверяют на «подлинность»)
Рудольф Акопян и Иван Шапранов были одними из тех, кого обвинили в мошенничестве
Рудольф Акопян и Иван Шапранов были одними из тех, кого обвинили в мошенничестве

Удостоверения они получили в 2004 году. С ними же и пошли в пенсионный фонд, где вопросов ни у кого не возникло. Все оформлено по правилам. Им назначили доплату в размере около двух тысяч рублей в месяц. В 2019 году стало понятно, что выплаты они получили незаконно, так как в списки ветеранов боевых действий они не попали.

В итоге Акопяна приговорили к двум годам условно и обязали вернуть 350 тысяч рублей по статье 159.2. Хотя по факту все участники этой истории сопровождали грузы в Чечне. В какой-то мере они подвергали свои жизни опасности. Некоторые из них имеют награды. Так, например, тот же Иван Шапранов награжден за службу медалью Жукова.

Да и удостоверения им выдавал командир части. По рассказу самих "ветеранов" их попросили зайти за ними в штаб. Заместитель по технической части Юрий Сергеевич Глот выдал их под роспись в журнале, пожал руку и поздравил, заявив "Все, вы ветеран боевых действий".

Понятное дело, что не все бы отказались от такой "чести" и от дополнительных выплат. Но были и те, кому совесть не позволила взять ни надбавки, ни удостоверения, ни медали. Правда уже в другой части:

...кто-то рассматривал врученные перед отлетом значки и грамоты за участие в боевых действиях. Получил такой знак и я. Но вряд ли буду его носить. И потому, что побывать в Ханкале и Шали с комиссией — не значит участвовать в боях. И потому, что цену настоящему участию в боевых действиях знаю на собственной шкуре с 1973 года, с арабо-израильской войны (Источник: Праздничный обед в окопе. Журнал "Огонёк" №37 от 15.09.1996, стр. 24