Если актёр талантлив, то ему подвластна любая роль - это, пожалуй, не надо доказывать. Но что делать с проницательными зрителями, которые под невероятной толщины гримом и стянутой за уши кожей всё же способны усмотреть обман?
Ну, во-первых, выбирать на роль - раз уж требуются только профессионалы - артистов, которые в своём возрасте неплохо сохранились.
Именно так поступили создатели культового советского фильма "Девчата", утвердив на роль 18-летней Тони Кислициной 31-летнюю Надежду Румянцеву, которой удалось сохранить юную свежесть и легко вспомнить перед камерой свою детскую непосредственность.
После этого разве хоть кто-нибудь из зрителей усомнился в возрастном соответствии Тоси и Надежды?
И 18-летнего гасконца д’Артаньяна Михаил Боярский сыграл в 30 лет. А что? Выгладит моложаво, глаза горят, шустрый, озорной, подвижный. И фехтует ловко, и в седло запрыгивает с ходу. Кто скажет, что староват?
Во-вторых, во время съёмок сделать акцент на нужном освещении. Именно так снимали 38-летнюю Янину Жеймо в роли 16-летней героини в детской сказке «Золушка». Актриса была намного старше своих "сестриц", а потому сцены с ней снимали по вечерам с искусственным освещением. А иначе где бы нашли на роль опытную (или даже не очень) актрису миниатюрного сложения и с маленькой ножкой? А Янина с ростом 148 см и ножкой 31 размера вполне вписалась в Золушкины габариты.
Правда, в этом случае освещение не очень помогло: мимика и взгляд взрослой женщины были замечены зрителями.
В-третьих, полностью довериться таланту исполнителя роли. Так, 38-летняя Ирина Скобцева, воплотившая в киноэпопее "Война и мир" образ 22-летней Элен Курагиной, прекрасно передала в героине светскую опытность и коварство, что было бы сложно сыграть совсем юным и неискушённым жизненными испытаниями актрисам.
Поэтому выбор Сергея Бондарчука можно считать вполне оправданным. Да он и сам сорокалетним играл Пьера Безухова, а тому на начало фильма только 20. Молоденьким актёр, конечно, не выглядит, но играет безукоризненно.
Ну и, в-четвёртых, найти мастера перевоплощения наподобие Георгия Вицина, каковых в советском кинематографе не так уж много.
Этот уникальный актёр исполнил роль 18-летнего Михаила Бальзаминова в сорокавосьмилетнем возрасте. А в 36 лет в фильме «Максим Перепелица» сыграл старика. И в обоих случаях не к чему придраться!
А ещё можно так закрутить сюжет и держать зрителей в таком нервном напряжении, что они, переживая экранные перипетии, совершенно не смогут думать о чём-то постороннем, вроде возраста актёров. Например, У Натальи Гундаревой и Марины Неёловой разница в возрасте один год. Только вот в "Осеннем марафоне" у Гундаревой роль зреловозрастной жены Бузыкина, а у Неёловой - его молоденькой любовницы. Но разве кому-то из чувственных наблюдателей-переживателей до этого?
А кто по-вашему, друзья, из всей плеяды советских актёров-профессионалов обладал самым большим мастерством перевоплощения?
Возможно, вам будет интересно:
Как в советском кино подбирали актёров на роли фашистов?
Чего советские зрители никогда не знали о Михаиле Пуговкине?
Зачем входить дважды в одну реку? Валентина Шарыкина и её любовь.