5 июля 1834 года родился один из основателей архивного дела на Кубани Прокофий Петрович Короленко. Предлагаем вашему вниманию пост о нем Елены Мороз – влюбленного в Краснодар историка, автора основанного на реальных событиях блога о городе diva_cadiva.
В 1902 году войсковой архивариус Прокофий Петрович Короленко представил в Войсковой штаб Кубанского казачьего войска подробные сведения о деятельности войскового архива. В своей «служебной записке» о истории и деятельности архива Кубанского казачьего войска, Короленко указывает, что вести отсчет деятельности войскового архива следует с конца 18 века, когда формировались первые документы по добровольцам-переселенцам, будущим казакам Черноморского войска.
После основания Екатеринодара, все документы находились в канцелярии войска, без особой системы учета и хранения, вплоть до 1815 года, когда было построено отдельное здание для нужд архива. Однако, первый архивариус появился только лишь в 1842 году! Можете себе представить, что без малого 50 лет документы никто не анализировал, не систематизировал и не задавался вопросом условий хранения.
Далее, спустя 30 лет произошло объединение Линейного и Черноморского войска и появилась необходимость организации архива вновь созданного Кубанского казачьего войска. «Тогда в архив вновь образованного войскового хозяйственного правления поступила такая масса дел, что содержать их в порядке при одном архивариусе, исправлявшем должность еще и журналиста в названном правлении, не представлялось возможности».
Короленко отмечает, что вплоть до 70-х годов документы просто складывались на полки без какой-либо системы учета и хранения. Когда объем материала стал столь велик, что уже негде было разместиться, возник вопрос о необходимости сортировки и уничтожения части документов. Для этой цели была образована комиссия, которая ставила отметку на папке «хранить» либо «уничтожить». О критериях отбора никто не упоминает.
«В октябре 1873 года председатель комиссии войсковой старшина Камянский представил в Войсковое хозяйственное правление ведомость, по которой показал дел назначенных к хранению всего только 1846, а к уничтожению 25298, занесенных в 112 описей. Нужно полагать, что цифры эти взяты из сдаточных описей, особенных же описей рассмотренным делам комиссией, вероятно не составлялось».
Первые нумерация, учет и систематизация архивных дел начали происходить лишь в 1882 году, кода была разработана специальная для этого инструкция. Собственно, даже при наличии инструкции в архиве царил хаос, состав комиссии постоянно менялся, никто не бы озадачен важностью того или иного документа, а посему Короленко предполагал, что было уничтожена масса материала важного и подлежащего хранению.
К моменту назначения Прокофия Петровича на должность архивариуса в хаотичном и плохом состоянии находилось около 20 000 дел, которые он за несколько лет своей службы привел в порядок. Находясь уже в преклонном возрасте, он старался как можно больше успеть, хлопотал о строительстве нового здания архива и впервые за век сделал то, что всем предшественникам оказалось не под силу.
Впоследствии масса архивных документов были утрачены в гражданскую и Великую Отечественную, когда архив эвакуировали тремя эшелонами. Мы с вами люди взрослые и понимаем, что «в каждом беспорядке есть свой порядок», и ни одно человеческое разгильдяйство виной такому положению дел, а и множество иных факторов. Поэтому, когда очередной «историк», со ссылкой на архивные документы, примется вам рассказывать «где стояли колышки», когда разбивали участки под екатеринодарские кварталы, вспомните такую передачу. «В гостях у сказки» называлась.