Найти тему
Миг Вечности

Русский народный лубок. Пришло время возрождать традицию

Лубок. Так назывались русские народные картинки ручной работы. На них были изображены сцены из жизни простого народа и отображено мировоззрение той эпохи.

Довольно часто на этих картинках высмеивались различные пороки, действия властей или же передавался скрытый призыв к каким-то действиям. Можно сказать, что лубок - это русская сатира на злободневные жизненные темы. С развитием популярности данный вид творчества использовался как средство агитации. ( к примеру, во время Крестьянской войны и реформ).

Русские древности из американских библиотек

Коллекция русского народного лубка датируется 1860-1870 годами. Российской общественности она стала известна после того, как её опубликовала на своём сайте Нью-Йоркская публичная библиотека.

Как известно, после революции советское правительство национализировало и продавало за рубеж содержимое императорских дворцовых библиотек.

В результате, огромное количество редких книг и гравюр "перекочевало" в Америку. Например, в одной лишь Нью-Йоркской публичной библиотеке представлены предметы из девяти императорских библиотек, а также издания, принадлежавшие 30 членам императорской семьи.

Для пополнения своей коллекции библиотека откомандировала куратора славянского отделения с 1917 до 1955 год Ярмолинского Авраама Цалевича.

В 1923 году он приехал в советскую Россию, а в 1924 вернулся в Штаты. За год приобрёл редчайшие книги по очень выгодной цене.

Ценные экспонаты из фонда императорских дворцовых библиотек приобрела также Библиотека Конгресса США и Гарвардский университет. В своё время букинист Ганс Краус написал:

«Эти [русские дворцовые] коллекции, столь малоизвестные и высоко оценённые на Западе, содержали невероятные материалы. Настолько раритетных восточноевропейских произведений в этом полушарии ещё не видели. У царей и цариц усердно служили книжные коллекционеры. Кроме приобретённых книг их собрания пополнялись многочисленными полученными в подарок изданиями, напечатанными на специальной бумаге, с роскошными переплётами, в шёлке или сафьяне и с имперским гербом. («Сага о редкой книге», 1978, стр. 90-91.

Наиболее "урожайный" период для публичной библиотеки Нью-Йорка пришёлся на десятилетие с 1925 по 1935 год. В этот период за пределами нашей Родины оказались многие тысячи редких изданий. И этот вывоз не прекращался вплоть до 1940 года.

Среди уникальных изданий оказалась коллекция русского народного лубка, собранная Дмитрием Александровичем Ровинским.

Собственными усилиями он скупал материалы и издавал иллюстрированные книги, среди которых:

  • «Русские народные картины»;
  • «Русские гравёры и их произведения»;
  • «Словарь русских гравированных портретов»;
  • «Достоверные портреты московских государей»;
  • «Материалы для русской иконографии» и другие сборники.

Ровинский потратил большую часть своего состояния и собрал одну из лучших частных коллекций российской и западноевропейской графики. После его смерти экспонаты рассредоточились по различным музеям, библиотекам и другим культурным учреждениям России.

А вот уникальные серии томов, опубликованные малочисленными тиражами, оказались на Западе и только благодаря современным технологиям мы сейчас имеем возможность познакомиться со многими редкими книгами.

Вернёмся же к русскому народному лубку.

Изначально эти изображения печатали с липовых досок. Изготавливали доски в несколько этапов. Сначала на доске наносили рисунок, затем его вырезали, а потом покрывали краской. При печати углубления оставались белыми. Под прессом на бумагу переходили лишь прокрашенные выступающие участки.

  • По одной из версий, именно от липы, называемой в старину лубом, и появилось слово «лубок».
    Другие считают, что название связано с лубяными коробами, в которых эти дощечки разносили.
  • Некоторые проводят связь лубка с улыбкой...
  • А московская легенда гласит, что всё началось с Лубянки, улицы, где жили мастера лубочного искусства.

В любом случае, все эти названия связаны с тем материалом, из которого изготавливались доски - печати. Назывались такие дощечки, «потешными листами», «простовиками», «фряжскими листами».

Памятник Минину и Пожарскому.
Памятник Минину и Пожарскому.

Вино - злейший враг человечества.
Вино - злейший враг человечества.
Похождение о семи братьях родных, молодцах удалых.
Похождение о семи братьях родных, молодцах удалых.

Сюжетами для изображений служили былины и сказки, песни, описания жизни крестьян, повествования о далёких странах и исторических событиях, житие святых и портреты императорской семьи.

На ярмарке простой люд скупал недорогие (по цене от полкопейки) чёрно-белые лубки, отдавая предпочтение комическим рисункам.

Похороны кота крысами и мышами, 1866.
Похороны кота крысами и мышами, 1866.

А вот царские палаты и боярские терема украшали дорогие лубочные картины.

Все эти рисунки были выполнены народными художникам и потому их имена, как правило, не сохранились в печатной истории. Тем более, многие представители "высшего общества" отказывались назвать искусством творения народных художников-самоучек.

По этой же причине большинство русских изобретений не было признано на Западе. Что позволяло присваивать и запатентовывать под своими именами.

Творения же безымянных самородков-самоучек были названы общим словом "народные".

Впрочем, что касается устного народного творчества, то это действительно так и было. Люди имели живое общение и обменивались друг с другом идеями и мыслями. Один произносил слово, другой его подхватывал, а третий рождал фразу, которая впоследствии становилась "крылатой".

Все знали "творца", но никому не приходило в голову ставить печать на народном выражении.

Но со временем появились собственники на мысль и идею. И теперь мы дожили до того, что любое произведение народного творчества может быть присвоено самым бездарным, но предприимчивым. И уже создателю придётся отвечать за воровство собственной идеи, но не наоборот.

Чепуха для смеху. Народу на потеху.
Чепуха для смеху. Народу на потеху.

Но есть в этом абсурде и положительный момент.

Сейчас, когда бездушный механизм" и "ручное управление" отслеживают все наши слова и фразы, наказывая за употребление нежелательных выражений и распространение запрещённых книг, самое время вспомнить традиции предков.

Нам запретили делиться копиями книг, внесённых в особый реестр. Значит, не следует заносить туда то, что предназначено только для народа.

Только так, из уст в уста и дедовским способом, мы сможем передать знания и память своим потомкам.

Помните, наверное, роман Брэдбери " «451 градус по Фаренгейту» ", где оставшиеся живые люди были " ходячими книгами"? .

Видимо, пришло это время...

-6