Нельзя и не надо мешать цветку раскрываться под лучами восходящего солнца.
Восточная мудрость
Душа не становится самою собою в результате усвоения ею того или иного социокультурного опыта и параллельного этому процессу ее собственного развития и воспитания. Душа (духовность, личность) открывается себе самой под влиянием тех или иных средовых воздействий на себя. Открывается как личное, как данность, как некое изначально (от рождения) сложившееся в своих главных проявлениях и желаниях. Открывается как принадлежащее нам и не принадлежащее (как вселенское). Открывается как внутренне собранное и одновременное не формализуемое, иррациональное, открывается как равное всему и вся.
Душа как индивидуальное дана изначально. Индивидуальное в ней, как и вселенское, в своих главных проявлениях не есть результат последующей после рождения жизни индивида, результат его жизни как (социокультурной) деятельности, говоря языком современной психологии. Душа как индивидуальное (как форма, в терминологии Аристотеля) присутствует в нас в отчетливой предрасположенности нашей психики к участию в тех или иных формах поведения (личностное проявление человека).
Душа не сразу открывается себе и внешнему миру как полная и знающая себя всю. Человек рождается со своею душою, но душа его по рождении есть душа нераскрывшаяся. С годами душа человека раскрывается, обретает свою определенность, форму ( по выражению Аристотеля). Происходит это в процессе взросления индивида, развития его, его психики, ее отдельных ее сторон; происходит это посредством обучения его, усвоения им социокультурного опыта.
Взросление, развитие есть способ существования человека как формы жизни: природе почему-то пришлось обратиться к этой стратегии существования жизни вообще и homo sapiens, в частности. Взросление и есть раскрытие, развертывание того в нашей психике, что и составляет в потенции наше «я», нашу «душу». Взросление есть развертывание «базовых», определяющих наши поведенческие, познавательные и иные реакции структур (паттернов) психики.
Обучение есть «настраивание» психики, ее базовых структур на органичный для нее режим функционирования, на тот режим, каковой в настоящий момент (время развития) обеспечивает ей восхождение к себе как изначально особым образом участвующей в организации поведения, деятельности и познания своего носителя.
Участвует ли душа в своем открытии себя как истинной? Полагаем, можно говорить и о взрослении души (становлении и развитии ее), но именно в смысле, что ее взросление (становление и развитие) есть в основе своей раскрытие присутствующего в ней некоего — вселенско-личного. Так вот, участвует ли душа в своем становлении и развитии? Участвует. Каким образом?
Что в ней ей самой помогает восходить к себе? Такой реалией — психической — выступает индивидуальный образ мира (понятие, описываемое Г.Д. Гачевым, А.А. Леонтьевым и др.), возникающий у человека по рождении (наша точка зрения) и развертывающийся на протяжении всей его жизни, развертывающийся одновременно как неизменный и как изменяющийся.
Образ мира есть реалия в нашей психике, каковая ведет нас к себе самим (функциональный аспект). Ведет сначала неосознанно с нашей стороны, затем при нашем прямом участии.
В образе мира — некоей светлой вселенско-личной реалии — наша душа узнает о себе самой, переживает себя как некое (отдельное), критично осмысливает себя и пр.
Образ мира и есть наша душа как вселенское, как бесконечное, как высоко-высокое, как живое и становящееся, как светло-неизменное в себе и иное светло-глубокое.
Образ мира со стороны содержательной есть то, что удерживает в себе определенную онтологию, антропологию, аксио-гносеологию и психологию (нами взята традиционная парадигма понимания человеком себя самого как формы жизни на планете Земля). Я в некоем мире (онтологический аспект); я как существо, выражающееся в том-то и том-то…(антропологический аспект); я как живущий этими смыслами и ценностями (ценностный аспект); я как познающий мир посредством обращения к таким-то формам общего… (гносеологический аспект); я как соживущий с самим собою и другими людьми (психологический аспект) — в этих прежде всего реалиях развертывается наш образ мира. Развертывается для того, чтобы указать нам ориентир нашего восхождения к себе самим.
Образ мира со стороны эмоционально-ценностной есть то, что дорого его носителю. Так дорого, что в младенчестве он неосознанно, но твердо следует его «распоряжениям». Образ мира младенца целиком властвует над последним как представителем рода человеческого. Образ мира подростка уже рефлексией и волею его определяет все его поведение. Юность и зрелость также следуют за мировидением и мирочувствованием своих субъектов.
Образ мира со стороны онтологической есть реалия семантическая. Образ мира есть единство смыслов и семантик — того, что возникло в результате сосредоточения рода человеческого на неких реалиях и выразило его связь со всем и вся как ищущим своей полноты и целостности. Образ мира есть единство индивидуальных смыслов и индивидуальных семантик — того, что выражает изначальное стремление индивида по-своему всматриваться и принимать себя и окружающее.
Образ мира со стороны деятельной есть интенция. Образ мира есть материализовавшиеся желание и воля действовать. Образ мира есть инобытие нашего «я» — бытие деятельное. Индивид как существо, переживающее все и вся, покойно себя чувствует лишь в своем мире, формальное выражение которого — индивидуальная картина бытия.
(отрывок из книги А.А. и П.А. Гагаевых "Вселенское в человеке: открытие и поддержание". М.: А-проджект, 2018)
Купить книгу в интернет-магазине Лабиринт
КНИГИ авторов БЛОГ авторов
+ + +
Читать по теме
Предопределённость судьбы человека
История людей как предательство
Сущность человека: человек "внешний" и "внутренний"
Авторы
Гагаев Андрей Александрович — д-р филос. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ по проблемам теории познания, истории и теории культуры;
Гагаев Павел Александрович — д-р педагог. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ по проблемам истории и философии отечественного образования, теории текста как культурно-исторического феномена. Почётный работник высшего образования РФ.
Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте