Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как в Древнем Риме боролись с преступниками без полиции?

Когнитивные искажения это весело. Наш мозг так устроен, что он очень не любит неизвестное. Каждый раз встречая что-то новое, он стремится как можно быстрее сопоставить это нечто с базой известного. Нашел схожее по нескольким критериям, прилепил ярлык и действуй. Нашим далёким предкам этот механизм обеспечивал выживание, позволяя быстро оценить угрозу. Но с усложнением информационного поля он стал давать сбои: нам гораздо проще быстро увидеть что-то знакомое в новом и налепить ярлык, нежели начать разбираться по существу. Так, например, часто люди переносят реалии современности на прошлое, так как видят схожие паттерны. А потом случается разрыв шаблона от того, что в древности многое работало совсем не так.

Например рвущей шаблоны вещью является то, что привычная нам и кажущаяся вечной полицейская служба - это явление недавнее, всего-то из 18-19 века. Как же до её появления боролись с преступностью? Да плохо боролись. За примером сходим в древний Рим. Во времена Республики, когда Рим был ещё маленьким, вопрос охраны правопорядка в городе стоял никак. Городская община была самоуправляющейся - городские магистраты были всего лишь исполнителями воли общины (конечно же в собственном толковании, но тут уж от человеческой природы не уйти). Вот и вопросы охраны порядка решаться должны были общиной. Ловить гражданина, даже если он преступник, другой гражданин права не имел. Нужно было идти в суд, предъявлять доказательства и если они были убедительны, то суд выносил приговор. Так как службы судебных приставов не было, то и исполнять приговор приходилось заставлять, нет не силой, а давлением общины. Единственный тип преступления, за который гражданина можно и нужно было изловить и бросить в тюрьму - это преступления против государства. Тогда ликторы - охрана высших магистратов - наведывались к обвиняемому и проводили арест. Как и в случае с обычными преступлениями, все следствие велось на заседании суда в ходе прений обвинителя и адвоката обвиняемого.

Система эта худо-бедно работала, когда всю римскую территорию можно было из конца в конец за световой день пройти пешком. Но когда Рим начал свой рост, то сразу встал вопрос борьбы с различными бандами, которые в годы военного лихолетья (то есть в случае Рима все время) постоянно появлялись. Создать специальные отряды для борьбы с ними? Тю, зачем такие сложности? У нас же есть солдаты! Римляне действительно поступили так, как они поступали всегда, когда сталкивались с проблемой за пределами Рима: поручали ее армии. Нужно строить дороги? У нас же легионеры прохлаждаются. Ремонтировать порты? Поручите это легионерам, посмотрите какие хорошие дороги они делают! Ну и так далее.

Естественно, что солдаты как могли решали проблему банд - вырезали и топили в крови одних бандитов, чтобы потом сделать то же самое с другими. Но на этом и все, армия боролась лишь с ОПГ. Вопросы мелкой преступности все еще были в ведении местных властей. На излёте Римской Республики и эта система перестала отвечать нуждам усложнившейся структуры общества. Чего уж там, если на рубеже 1 века до н.э. Рим захлестнули разборки бандитских группировок. Дошло до того, что даже благородные сенаторы, выходя вечерком на улицу, брали с собой нож, на всякий, а лучше еще толпу охранников. Так как армию в город вводить было нельзя (из страха, что армия захватит власть), то и бороться с бандитами было некому. Пока Сулла, в рамках "спасения Республики" от марианцев немножко незаконно не ввёл армию в Рим и попутно не вычистил вместе с своими противниками еще и бандитов. Метод этот оценили, а потому, когда через 30 лет на улицах Рима снова стал твориться ад, то Сенат позволил Помпею провести с помощью армии небольшие чисточки. А потом такое проделал Цезарь. А после Октавиан. 

Каждый раз преступность возрождалась вновь. Но не потому, что "мафия бессмертна", а так как бандитизм был одним из способов выживания для отчаявшихся бедняков, беглых рабов, неудачливых перегринов (приезжих). Проще говоря социальный портрет преступника за последние столетия изменился мало. Одни действовали по одиночке, другие бандами, но  явной силой они стали только во времена поздней Республики, когда ОПГ стали создавать ради своих политических целей представители нобилитета. 

Собственно Октавиану в рамках восстановления государственности после очередной гражданки и пришлось решать эту проблему чуть более основательно. Нет, он не создал полицию. В ходе очередного раунда утопления государства в крови жёсткое выпиливание бандитов и их крышевателей было встречено даже с радостью. Оставалось лишь усилить надзор, чтобы снова не было разгула хаоса. Для охраны порядка он распределил легионы по всей Империи, где те несли караульную и патрульную службу. Теперь легионных офицеры привлекались к разбору более широкого круга преступлений, но в основном связанных либо с убийствами, либо с воровством государственного имущества. Похожую функцию в городе Риме стали выполнять новообразованные преторианцы и городские когорты. Кек был в том, что формально они не армия, а охрана императора и города Рима, так что ходить по городу при оружии им было можно. Позже, возникнут службы внутреннего политического сыска и контрразведки, наподобие фрументариев и "агентов в плащах", которые будут в том числе вычислять организаторов банд. Но и они не будут полицией. В Риме до самого его падения не будет ничего похожего на полицию. 

Но почему? Ну во-первых, чем меньше структур имеет право на насилие - тем проще контролировать его применение. Во-вторых, расследование большей части преступлений за счет государства не имело смысла: затраты на поиск вора куриц с большой долей вероятности превзойдут потери от преступления. В-третьих, с расследованием важных дел вполне справлялись агенты императора и легионные офицеры. А борьбу с ОПГ ясное дело, лучше поручить армии, так как у них опыта в силовом решении вопросов больше. Да, неидеальная схема, но в римских условиях работает.

Автор - Владимир Герасименко