Найти тему
Around Art

Художник-график Павел Шербаум: подробности и формы, реалии и иллюзии на выставке «Материя тишины» в Открытом клубе

Текст: Галина Мумрикова

Это всего лишь реплика, не претендующая даже на маленький критический обзор. На вернисаж я, к сожалению, не попала. Но, может, и к лучшему, потому что я пришла сюда после и в полном одиночестве рассматривала графику художника, которую, наверное, можно в целом «подогнать» под рубрику «Где-то» (так, кстати, называется одна из пастелей 2003 года). Вот именно – где-то! Как родился белый домик, написанный в 2005-м? Где он стоит? И сохранился ли сейчас – мы ничего не знаем. Недаром в обзорах творчества Шербаума так часто встречается красивые словосочетания типа «иллюзорность», «избирательное звучание», «колористическое решение», «архитектоничный» и т д. Между прочим, еще Казимир Малевич использовал слово «архитектоны» как модели, в которых отражались его принципы супрематизма.

Где-то. Бумага, пастель, 2003
Где-то. Бумага, пастель, 2003
Белый домик. Бумага, пастель. 2005
Белый домик. Бумага, пастель. 2005
Март. Бумага, пастель, 2002
Март. Бумага, пастель, 2002
Итальянский полдень.  Бумага, пастель, 2004
Итальянский полдень. Бумага, пастель, 2004
Иркин букет. Бумага, пастель. 2004
Иркин букет. Бумага, пастель. 2004

Павел Львович учился в мастерских Валентина Полякова и Бориса Биргера. В 1962-м Биргер был участником «выставки семи», которая проходила в Ленинграде, после чего его очередной раз выгнали их Союза Художников. Биргер создал свой сразу узнаваемый стиль портретной живописи. Свой стиль создал и Павел Шербаум. Но судя по всему, судьба не очень баловала его приглашениями поучаствовать в выставках. Так, в 1967-м в Выставочном зале Московского отделения Союза художников состоялась выставка учеников Бориса Биргера, среди которых был и Шербаум. А потом до 1992-го – какой-то провал. И вот в 1994-м в ЦДХ проходит персональная выставка с буклетом и даже с кинофильмом, снятом на российском телевидении.

Слева вверху - Очень толстая книга.  Крафт-бумага, пастель. 2020. Справа вверху - Ухват и глинка.  2015. Внизу слева - Дочкин чайник, справа - Этажерка
Слева вверху - Очень толстая книга. Крафт-бумага, пастель. 2020. Справа вверху - Ухват и глинка. 2015. Внизу слева - Дочкин чайник, справа - Этажерка
Внизу  слева - Папин галчонок.
Внизу слева - Папин галчонок.
Зеркало. Крафт-бумага, пастель. 2015
Зеркало. Крафт-бумага, пастель. 2015
Сквозь крышу. Крафт-бумага, пастель. 2016
Сквозь крышу. Крафт-бумага, пастель. 2016
Вверху слева - Пора писать. 2020
Вверху слева - Пора писать. 2020

Пастельная техника Павла Шербаума очень своеобразна. Пастель требует от художника мощных профессиональных навыков, которых у нынешних «актуальщиков» зачастую не хватает или просто их нет (это я так, к слову). Пастели Шербаума действительно «тихие». Молчащие. Камерные. Нет людей, лиц. Есть милые обыденные вещи, помещенные в разные обстоятельства своей предметной жизни. Эти предметы – неважно, что это – очень толстая книга, чайники, кувшинчики, ухват, письменный стол – взаимодействуют с окружающей средой несколько опосредованно, и в то же время на каждой из пастелей как бы незримо присутствует сам художник, притаившийся у себя за стулом в мастерской или спрятавшийся на крыше.

Сентиментальный Казимир. Цветная бумага, уголь, пастель, коллаж. 2020
Сентиментальный Казимир. Цветная бумага, уголь, пастель, коллаж. 2020

…А вот один вопрос Павлу Львовичу я бы очень хотела задать. По поводу работы «Сентиментальный Казимир». Это диалог с Малевичем? Почему появляется весьма любимый Малевичем красный цвет? Ведь у Малевича цвет – это целая философия. Как он вообще относится к Малевичу?

Выставка открыта до 6 июля.

#искусство#изобразительное искусство#

графика#павел шербаум#открытый клуб