Текст: Галина Мумрикова
Это всего лишь реплика, не претендующая даже на маленький критический обзор. На вернисаж я, к сожалению, не попала. Но, может, и к лучшему, потому что я пришла сюда после и в полном одиночестве рассматривала графику художника, которую, наверное, можно в целом «подогнать» под рубрику «Где-то» (так, кстати, называется одна из пастелей 2003 года). Вот именно – где-то! Как родился белый домик, написанный в 2005-м? Где он стоит? И сохранился ли сейчас – мы ничего не знаем. Недаром в обзорах творчества Шербаума так часто встречается красивые словосочетания типа «иллюзорность», «избирательное звучание», «колористическое решение», «архитектоничный» и т д. Между прочим, еще Казимир Малевич использовал слово «архитектоны» как модели, в которых отражались его принципы супрематизма.
Павел Львович учился в мастерских Валентина Полякова и Бориса Биргера. В 1962-м Биргер был участником «выставки семи», которая проходила в Ленинграде, после чего его очередной раз выгнали их Союза Художников. Биргер создал свой сразу узнаваемый стиль портретной живописи. Свой стиль создал и Павел Шербаум. Но судя по всему, судьба не очень баловала его приглашениями поучаствовать в выставках. Так, в 1967-м в Выставочном зале Московского отделения Союза художников состоялась выставка учеников Бориса Биргера, среди которых был и Шербаум. А потом до 1992-го – какой-то провал. И вот в 1994-м в ЦДХ проходит персональная выставка с буклетом и даже с кинофильмом, снятом на российском телевидении.
Пастельная техника Павла Шербаума очень своеобразна. Пастель требует от художника мощных профессиональных навыков, которых у нынешних «актуальщиков» зачастую не хватает или просто их нет (это я так, к слову). Пастели Шербаума действительно «тихие». Молчащие. Камерные. Нет людей, лиц. Есть милые обыденные вещи, помещенные в разные обстоятельства своей предметной жизни. Эти предметы – неважно, что это – очень толстая книга, чайники, кувшинчики, ухват, письменный стол – взаимодействуют с окружающей средой несколько опосредованно, и в то же время на каждой из пастелей как бы незримо присутствует сам художник, притаившийся у себя за стулом в мастерской или спрятавшийся на крыше.
…А вот один вопрос Павлу Львовичу я бы очень хотела задать. По поводу работы «Сентиментальный Казимир». Это диалог с Малевичем? Почему появляется весьма любимый Малевичем красный цвет? Ведь у Малевича цвет – это целая философия. Как он вообще относится к Малевичу?
Выставка открыта до 6 июля.
#искусство#изобразительное искусство#
графика#павел шербаум#открытый клуб