Моя сегодняшняя героиня - детская писательница, натурщица, мемуаристка, собирательница фольклора и общественный деятель. Её окружали (и любили) удивительные люди. И конечно, помимо любви, в её жизни были трудности, были трагедии, были испытания. Это была очень хрупкая женщина.
Это была очень сильная женщина.
Девочка, которая хотела быть мальчиком
17 сентября 1859 года в Киеве, в семье военных, родилась девочка, Анна Дитерихс. Её отец Константин Александрович во время Кавказской войны познакомился со Львом Толстым. "Записки о Кавказской войне" Константина Дитерихса великий русский писатель использовал, создавая повесть "Хаджи-Мурат". Мама девочки, Ольга Иосифовна Мусницкая, была глубоко верующей дворянкой. Православной. А отец, который много времени провёл на Кавказе, интересовался исламом. Впрочем, как и христианскими сектами: духоборы и молокане тоже вызывали его интерес.
Анна предпочитала ходить босиком, а одежда её не волновала, разве что раздражали яркие цвета. Она хотела быть мальчиком, как потом вспоминала. Больше всего в детстве её занимала музыка, и не просто занимала - "гипнотизировала"! Особенно пение.
В семье её называли не Анной, а Галей, с лёгкой руки её деда - генерала Осипа Мусницкого.
В киевской гимназии девочка серьёзно занималась любимой музыкой, а в 1878 году поступила на словесное отделение высших Бестужевских женских курсов в Санкт-Петербурге. Через два года Анна перевелась на естественное отделение, но получить диплом не смогла - после четырёх лет учёбы она пропустила последний экзамен из-за тяжёлой болезни.
В 1883 году художник-реалист Николай Ярошенко изобразил Анну на своей известной картине "Курсистка". Спустя годы он напишет её снова, но это будет уже совсем другая картина, другая Анна, и о ней - позже.
Работа, любовь и боль утраты
В 1885 году публицист и общественный деятель Павел Бирюков привёл Анну в издательство "Посредник", в котором она начала работать в качестве редактора и корректора, также вела переписку, и, судя по словам Михаила Муратова (писателя, литературоведа и историка российского сектантства) - очень удачно:
"Очень болезненная и хрупкая, остро переживающая каждое новое впечатление, требовательная к себе и серьёзная, А. К. Дитерихс привлекала к себе людей и скоро стала необходимой работницей в новом издательстве".
Параллельно с работой Анна занималась сочинительством. Она напишет детскую повесть, рассказы, мемуары, стихи...
В издательстве Анна познакомится со старым знакомым своего отца - Львом Толстым. А ещё с его близким другом и своим будущим мужем, Владимиром Чертковым.
Прежде чем сделать Анне предложение, Владимир сообщил о своём решении Толстому, и тот одобрил его. В Казанском соборе Санкт-Петербурга пара обвенчалась.
Чертков так писал о супруге:
"Мне всегда было совестно за то счастье, которое почему-то досталось на мою долю — счастье сожития с женою — сестрою по духу, товарищем и помощницей в том, в чём я, если не осуществляю, то вижу жизнь".
В 1890-м году Николай Ярошенко снова рисует Анну, спустя год после большой трагедии, потрясшей её до глубины души: потери любимой двухлетней дочери Оли после стремительной (всего два дня) болезни...
Сам Ярошенко во время создания картины страдал тяжёлой формой туберкулёза горла. Позднее в письме Анне он напишет:
"Месяца полтора представлял из себя почти неподвижное и ни на что не пригодное тело, мог только лежать или сидеть в кресле, в подушках… как Вы на той картине, что я с Вас писал".
Сына Чертковых, Владимира Владимировича, Ярошенко тоже нарисует. Картина того же 1890-го года "Спящий ребёнок" долго хранилась в Полтавском художественном музее. Но великую отечественную войну не пережила.
Анна Черткова также изображена на картинах Григория Мясоедова, Михаила Нестерова, Михаила Рундальцова.
Супружеская пара в 1890-е жила на хуторе Ржевск, который Владимиру подарил его дядя. Это был большой господский дом на горе, с обширным двором и обилием построек. Уединённый Ржевск был окружён степями и полями. Землю сдавали в аренду. В усадьбе было много разнообразной прислуги и рабочих.
Организационные и литературные дела "Посредника" велись здесь.
В 1897 году Владимира Черткова высылают в Англию за помощь духоборам.
Переезжали всей семьёй (включая двух служанок и домашнего врача). В Англии Владимир издаёт запрещённые на родине произведения Льва Толстого, и создаёт хранилище рукописей писателя (по описаниям современницы, в специальной стальной кладовой, оборудованной системой сигнализации).
В определённые дни Чертковы кормили английских бродяг, а в их доме одновременно проживали 30-40 человек (толстовцы, социал-демократы, социалисты-революционеры).
Полный дом
В 1908 году семья возвращается в Россию и поселяется в Тульской губернии. Дом Чертковых в Телятинках становится эпицентром жизни толстовцев.
Конечно, всё это привлекало внимание и провоцировало доносы. И вот, с октября 1908 года, за Чертковыми установлен негласный надзор.
В их деревянном двухэтажном доме насчитывалось 34 комнаты, и почти все были заняты гостями. В центре второго этажа был зал со сценой для любительских спектаклей.
В 1920-е годы Анна занималась рукописями Льва Толстого для издания его Полного собрания сочинений, составляла научный комментарий к его переписки со своим мужем Владимиром.
Анна Константиновна болела. Много и тяжело. И своей стойкостью эта хрупкая женщина восхищала даже всемирно известного русского классика.
11 октября 1927 года, в Москве, в возрасте 68 лет, Анна Черткова умерла. Они с мужем похоронены на Введенском кладбище.
Из воспоминаний историка литературы и литературного критика Альфреда Бема:
"...С В. Г. Чертковым и его женой, Анной Константиновной мне приходилось не раз встречаться в Петербурге, в связи с работой над рукописями Толстого. Даже Софья Андреевна не могла не признать, что В. Г. Чертков был безгранично предан Толстому и что по-своему любил. Но я думаю, что он сам много страдал от своего характера, в котором есть что-то неподвижное и тяжелое. Я должен сказать, что в той работе над Толстым, которая тогда велась в Петербурге, насколько я помню, не возникало никаких особых разногласий, и В. Г. Чертков всячески шел ей навстречу. Не могу не вспомнить здесь Анны Константиновны Чертковой, о которой все, ее знавшие, сохранили самые светлые воспоминания. Вечно болезненная, хрупкая физически, она всегда горела внутренним огнем любви и сочувствия к людям. Так странно непохожи были Чертковы друг на друга! Их многолетняя семейная близость свидетельствовала о том, что в В. Г. Черткове были черты, которые он прятал от других и которые невольно прорывались в присутствии Анны Константиновны..."
Забытый поэт-звезда конца XIX века Семён Надсон: триумф и забвение.
"Дневник русской женщины": такая короткая жизнь Лизы Дьяконовой.
Женщина, которая "оживляла" наших литературных героев.
Любовный треугольник, поэзия и проза жизни: самая умная красавица Москвы Екатерина Бальмонт.
Источники: Википедия.