Найти тему
С Богом по жизни

ОПАСНОСТЬ УСПЕХА

В этом уроке мы увидим, как Иисус и Его ученики совершают последнее путешествие по Галилее. Оно было успешным, но успех этот принес опасность — потому что Христос попал в поле зрения деспота Ирода, правившего в том районе. Царь Ирод совсем недавно обезглавил Иоанна Крестителя, и в воздухе висело напряжение. Вернувшись из путешествия по провинции, ученики Иисуса сразу ушли из царских владений — на восточный берег Галилейского моря. Там Иисус накормил более пяти тысяч человек. Это был пик Его популярности.

О насыщении пяти тысяч и дальнейших событиях мы поговорим в другой раз. А сегодня сосредоточимся на успехе третьего галилейского путешествия и той опасности, которую оно повлекло за собой для Христа и Его учеников.

УСПЕШНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ(Мф. 9:35-38; 10:1-42; 11:1; Мк. 6:6-13; Лк. 9:1-6)

Объем задачи (Мф. 9:35-38; Мк. 6:6)

Зная, что времени остается мало, Иисус за хотел совершить еще одно путешествие по Галилее, чтобы дать каждому ее жителю возможность последовать за Ним. Мк. 6:66 говорит об этом кратко: “Потом [Он] ходил по окрестным селениям и учил”. Матфей подводит более подробный итог: “И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царства и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях” (9:35).

Глядя на тех, кто пришел послушать Его, Иисус “сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря” (Мф. 9:36). Такая же лексика использовалась и в Ветхом Завете, когда Божий народ страдал от отсутствия духовного руководства (Чис. 27:17; 3 Цар. 22:17; Иез. 34:5).

Ранее Иисус говорил Своим ученикам, когда речь шла о самарянах: “Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве” (Ин. 4:35). Здесь Он употребляет аналогичный образ по отношению к галилеянам: “Жатвы много”, — и с грустью добавляет: “но работников мало” (Мф. 9:37). А потом говорит: “Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал работников на жатву Свою” (Мф. 9:38). Для работы со Своими земляками Христу нужна была помощь.

Решение проблемы (Мф. 10:1-42; Мк. 6:7-11; Лк. 9:1-5)

Иисус решил проблему нехватки жнецов, послав в города области Своих двенадцать апостолов. Этим преследовались две цели. Во- первых, это гарантировало, что все в области получат возможность услышать “евангелие царства” (Мф. 9:35). Во-вторых, это было для апостолов ценной подготовкой — давало опыт, который им пригодится, когда Иисуса больше не будет с ними. В первом путешествии по Галилее Иисуса сопровождала лишь горстка учеников. Во второе Он взял с Собой двенадцать апостолов, чтобы они смотрели, как Он учит и служит. И вот настало время отправить их одних.

Подготовка является непременным условием успеха. Христос серьезно подготовил Своих работников для их важной работы.

(1) Чтобы подготовить апостолов, Он организовал их. Он разделил их на команды по двое (Мк. 6:7). Просмотрите перечень апостолов в Мф. 10:2-4, и вы увидите, что они сгруппированы по парам. Это может указывать на то, как Иисус посылал их. Попарная работа придавала весу тому, что они говорили (Втор. 17:6; 19:15; Мф. 18:16; Ин. 8:17; 2 Кор. 13:1; 1 Тим. 5:19). Она также обеспечивала их обоюдную поддержку (см. Еккл. 4:12). Двое могли дополнять работу друг друга и ободрять один другого.

Возможно, Христос также определил маршрут для каждой команды. Мф. 11:1 говорит, что Сам Иисус ходил проповедовать “в города их”, что может означать те города, куда Он велел им идти (ср. с Лк. 10:1). Похоже, был также какой-то договор о том, сколько будет длиться путешествие и куда апостолам идти после его завершения (см. Мк. 6:30; Лк. 9:10).

(2) Чтобы подготовить апостолов, Он проинструктировал их. Исчерпывающий инструктаж Иисуса был важнейшей частью подготовки.

а) Он сказал им, что делать. Идти они должны были только к иудеям (Мф. 10:5, 6). Позже они позаботятся и о “других овцах” (язычниках; см. Ин. 10:16). В этом же путешествии они должны были сосредоточить внимание на “овцах, не имеющих пастыря” (Мф. 9:36) — то есть “погибших овцах дома Израилева” (Мф. 10:6).

Когда Двенадцать пойдут к иудеям, их задачей будет учить, благовествовать о том, что царство “приблизилось” (Мф. 10:7), призывать людей к покаянию (см. Мф. 4:17; Мк. 6:12), рассказывать людям об Иисусе.

Кроме того, когда они будут ходить и учить, они станут творить чудеса (см. Лк. 9:6). Иисус велел им: “Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте” (Мф. 10:8). Немного погодя я еще остановлюсь на этом.

б) Он сказал им, что взять с собой. Брать с собой нужно было только самое необходимое и полагаться на гостеприимство принимающих слово. Он говорил, что “трудящийся достоин пропитания” (Мф. 10:10). Так Христос подчеркивал огромную важность их задачи. Он также учил их верить, что Господь даст им все необходимое для жизни (см. Лк. 22:35; Мф. 6:33).

в) Он сказал им, чего ожидать. Некоторые примут их слово (Мф. 10:11, 13), но многие отвергнут его (Мф. 10:13, 14, 16, 17, 21, 22, 24, 25).

г) Он сказал им, как поступать. Некоторых вещей им не нужно делать. Не нужно тратить время на тех, кто отвергнет их и их слово. Иисус говорил: “А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших” (Мф. 10:14). В те дни отряхивание пыли с ног было символическим жестом отвержения. Это означало, что, когда люди отвергают Божью весть, то и Бог отвергает их.

Они не должны страшиться отвержения (Мф. 10:26, 28). Христос велел им смело говорить о своей вере (Мф. 10:27) и обещал: “Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным” (Мф. 10:32, 33). Эти обещания относятся к любому исповеданию Господа (или отречению от Него); учитывая данный контекст, они особенно применимы к ежедневному исповеданию (или отрицанию) Его перед людьми.

Но некоторые вещи Двенадцать должны были делать в ответ на отвержение. Они должны были на собственном опыте познать, что, даже если люди отвергают их, Бог все равно с ними. Он не перестанет заботиться о них (Мф. 10:29-31). Они должны были понять, что отвергать их — все равно, что отвергать Пославшего их (см. Мф. 10:40). Поэтому принявших их ждало благословение, а отвергших — проклятие (Мф. 10:13-15).

(3) Чтобы подготовить апостолов, Иисус не просто организовал и наставил их — Он наделил их силой. Для выполнения задачи Он дал им все необходимое. До этого малого поручения только Иисус мог творить чудеса, теперь же Он дал Своим апостолам силу делать то же самое: “Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь” (Мф. 10:1; см. Мк. 6:7; Лк. 9:1). Кроме того, Он пообещал им, что в случае необходимости на них сойдет вдохновение:

«Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:19, 20).

При внимательном рассмотрении того, как Иисус готовил апостолов, становится ясно, что Он думал дальше, нежели о предстоящем в ближайшее время двух- или трехнедельном путешествии по Галилее. Упоминание “правителей и царей” и “язычников” (Мф. 10:18), как и многочисленные предсказания гонений (Мф. 10:17, 18, 21-23, 34-39), указывает на работу апостолов и отношение к ним после установления церкви.

При малом поручении (Мф. 10) Христос дал подробные инструкции; но давая великое поручение (Мф. 28:18-20), Он сказал, по сути: “Делайте — и всё!” Может быть, это объясняется тем, что ранее — об этом мы узнаем, в частности, в Мф. 10 — Он уже говорил Своим ученикам, что делать и чего ожидать, когда они станут проповедовать.

Некоторые конкретные наставления из Мф. 10 не годятся для нас сегодня. Мы не должны идти только к иудеям (Мф. 28:19; Мк. 16:15). Мы не наделены той чудотворной силой, какая была у апостолов, и не получаем чудесного вдохновения, когда говорим. Когда мы едем куда-то проповедовать, от нас не требуется брать с собой минимум или вообще ничего не брать. И все же многие принципы из Мф. 10 по-прежнему актуальны для XXI века.

Нам тоже, перед тем как нести евангелие миру, нужно все спланировать и организовать. Иисус не предусматривал все до мелочей. Так же и наша организация должна быть как можно проще. Она должна обеспечивать минимум необходимого для выполнения работы. Можно так много времени посвятить организации, что саму работу выполнять будет некогда. Разумный подход — это распорядок дня. Примите во внимание мудрые слова из Мф. 10:16.

Следует серьезно отнестись к одной детали организационного наставления Христа — работе апостолов в парах. Как правило, командная работа миссионеров имеет определенную ценность.

Нам по-прежнему нужна подготовка перед тем, как нести евангелие другим. Иисус послал двенадцать апостолов после того, как проинструктировал их (см. Мф. 10:5 и 11:1). Не думайте, что каждый и так знает, что и как делать.

Никогда не проводите инструктаж небрежно. Кроме того, нам по-прежнему нужно понимать, что Бог наблюдает за нами, когда мы благовествуем (Мф. 10:28-31), и нам по-прежнему нужна поддержка, чтобы претерпеть до конца (ст. 22).

Успех усилия (Мф. 11:1; Мк. 6:12, 13; Лк. 9:6)

Когда Иисус закончил Свои наставления, апостолы отправились, образовав шесть команд по два человека. “Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мф. 6:12, 13). Они впервые совершали многие из тех чудесных дел, которые совершал их Учитель. Можно себе представить, в каком они были восторге!

После их ухода Христос возобновил Свое собственное путешествие по этому району (Мф. 11:1). Вместо одной команды, которая ходила по Галилее, благовествуя и исцеляя, теперь их было семь!

СЕРЬЕЗНАЯ УГРОЗА (Мф. 14:1-12; Мк. 6:14-29; Лк. 9:7-9)

Ирод неожиданно узнает об Иисусе

Галилеей в то время управлял царь Ирод. Это был Ирод Антипа, сын пресловутого Ирода Великого. До того как Христос послал двенадцать апостолов, царь, видимо, не обращал особого внимания на работу Иисуса. Как правило, пока “крестьянские реформаторы” не подстрекали массы к восстанию, правительство ими не интересовалось. Но теперь, когда семь команд благовестников ходили вдоль и поперек провинции, Ирод уже не мог игнорировать это новое движение.

У Матфея сказано: “В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе” (14:1). Марк, подведя итог работе Двенадцати (6:13), пишет: “Царь Ирод, услышав об Иисусе, — ибо имя Его стало известно...” (6:14). Лука рассказывает об успехе апостолов (9:6), а затем говорит: “Услышал Ирод, четвертовластник, обо всем, что делал Иисус, и недоумевал...” (9:7).

Ирод занервничал

До Ирода дошла народная молва об Иисусе: некоторые думали, что Он Илия, другие считали, что это какой-то другой пророк восстал из мертвых (Лк. 9:8; Мк. 6:15). Однако нервничал царь из-за того, что некоторые говорили: “Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им” (Мк. 6:14; см. Лк. 9:76). Это-то и лишало тетрарха покоя, ибо незадолго перед тем он обезглавил Иоанна.

Приблизительно за год до этого Ирод посадил пророка в тюрьму, чтобы успокоить свою жену. Ранее Иродиада была замужем за Филиппом, единокровным братом царя, но Ирод женился на ней, отбив у своего собственного брата (Мф. 14:3). Иродиада сама была из рода Ирода Великого и приходилась Ироду Антипе племянницей. Ее замужество с ним нарушало ряд левитских законов. Иоанну хватило дерзости сказать Ироду: “Не должно тебе иметь ее” (ст. 4) — что привело Иродиаду в ярость (Мк. 6:19).

Несмотря на желание Иродиады убить Иоанна (Мк. 6:19), Ирод не хотел заходить так далеко, так как боялся, что смерть пророка приведет к всеобщим беспорядкам (см. Мф. 14:5). Кроме того, он испытывал к Иоанну сдержанное уважение. Марк пишет: “Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его” (6:20). А потом добавляет странный нюанс (в переводе Cлавянского Eвангельского Oбщества): “И выслушав его, смущался сильно, и охотно слушал его” (ст. 20). Нетрудно представить себе, как Иоанн, одетый в рубище, стоит перед Иродом в его царском убранстве. Я так и вижу, каким обеспокоенным становится лицо царя, когда пророк грозит ему пальцем.

Ироду удавалось защищать Иоанна от Иродиады — до того рокового дня, когда царь решил устроить праздник в честь своего дня рождения (Мф. 14:6; Мк. 6:21). В разгар оргии в комнату к пирующим вышла дочь Иродиады и стала танцевать (Мф. 14:6; Мк. 6:22). Иосиф Флавий говорит, что девушку звали Саломия. Стыдливость не позволяет мне подробно описать, что это было за представление. Тот факт, что Иродиада вот так использовала свою дочь, чтобы довести до исполнения свой злодейский замысел, плюс то, что царь позволил своей падчерице выставить себя в таком виде перед пьяными приятелями, многое говорит о семье Ирода.

Текст отмечает, что своим танцем Саломия “угодила Ироду и возлежавшим с ним” (Мк. 6:22). Нетрудно догадаться, чем этот танец так понравился им. Царь сказал девушке (я так и слышу пьяную интонацию в его голосе): “Проси у меня чего хочешь, и дам тебе” (Мк. 6:22). И поклялся ей: “Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства” (Мк. 6:23; см. Мф. 14:7).

Вот так обещание! Чего бы вы захотели, если бы вам пообещали ему “до половины” царства? Саломия не стала долго думать. “По наущению матери своей” она попросила голову Иоанна Крестителя “на блюде” (Мф. 14:8). Иродиада не хотела просто сообщения о его смерти: это ведь можно сфальсифицировать. Она не хотела видеть его тело; смерть можно инсценировать. Она могла получить удовлетворение, только увидев его отрубленную голову и кровь, стекающую из перерезанных вен. Более того, она хотела голову пророка “теперь же” (Мк. 6:25) — прежде, чем у Ирода появится шанс передумать.

Царь мгновенно пожалел о сказанном, но, дабы не “потерять лицо” перед свидетелями клятвы, приказал обезглавить Иоанна. И дело немедленно было сделано:

«И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей» (Мк. 6:27, 28).

Смерть Иоанна, может, и осчастливила Иродиаду, но Ироду душевного покоя не принесла. Он “опечалился” тем, что сотворил (Мф. 14:9). Трудно представить себе совестливого Ирода, но ему, во всяком случае, было очень не по себе. Поэтому, услышав суеверное предположение народа, он исполнился дурного предчувствия. Марк пишет, что он все говорил: “Это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых” (Мк. 6:16; см. Мф. 14:2).

Ирод проявляет опасное любопытство

Ирод решил, что ему нужно увидеть Иисуса, чтобы удостовериться, действительно ли это Иоанн (Лк. 9:9). Лука пишет, что он “искал увидеть Его” (Лк. 9:9). Читая эти слова, не забывайте, какие силы в Галилее были в распоряжении Ирода. Царю не составляло труда найти такого популярного среди народа человека, как Христос.

Такое непрошенное и нежелательное внимание означало для Иисуса опасность. Если вы проходите через пастбище, где пасутся коровы, вам лучше не привлекать внимание быка. Если вы оказываетесь возле осиного гнезда, то неразумно привлекать внимание этих жалящих насекомых. Если бы по соседству у меня жил бандит, я бы, наверное, предпочел не привлекать к себе его внимание.

Дальше мы узнаем, что желание Ирода увидеть Иисуса не ослабевало. В последнюю неделю земного служения Христа мы читаем, что царь “давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо” (Лк. 23:8). Если бы, допросив Иисуса, Ирод решил, что Христос представляет угрозу, он бы наверняка приказал покончить с Ним (см. Лк. 13:31-33). Да, царский интерес к работе Христа представлял собой реальную надвигавшуюся угрозу.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УЕДИНЕНИЕ(Мф. 14:12, 13; Мк. 6:30-32; Лк. 9:10; Ин. 6:1)

Необходимое сообщение

Тем временем Иисус завершил Свое путешествие и воссоединился со Своими учениками. “И собрались апостолы к Иисусу, и рассказали Ему все, что сделали и чему научили” (Мк. 6:30; Лк. 9:10; см. Мф. 14:12). Этот “отчет” был чрезвычайно важен для их тренировки. Им нужно было поговорить обо всем, что они сделали, что “сработало”, а что нет. Им нужно было признаться в своих ошибках и спросить: “Как нам следовало поступить?” У них, наверное, накопились десятки вопросов.

Как раз когда Христос пытался помочь Своим ученикам, их опять окружили настойчивые толпы. “Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда” (Мк. 6:31) — не то, чтобы подводить итоги проделанной работе.

Печальное сообщение

После смерти Иоанна Крестителя опечаленным ученикам его разрешили забрать тело и положить в гробницу (Мк. 6:29; см. Мф. 14:12). Затем они пошли рассказать об этом Иисусу, прибыв почти одновременно с Его апостолами (Мф. 14:12).

Срочное уединение

“И, услышав [об Иоанне]” (Мф. 14:13), Он предложил ученикам пойти в пустынное место (Мк. 6:31). Это уединение служило по меньшей мере двум целям. Во-первых, Христос и Его последователи уйдут с территории Ирода. С тех пор Иисус почти не бывал в Галилее. Время от времени Он возвращался туда на короткий срок, но основная часть Его работы в этой провинции была завершена.

Во-вторых, это уединение могло дать Христу необходимое время, чтобы побыть только со Своими учениками. Все они только что вернулись из напряженного путешествия, и тела их прямо-таки взывали к отдыху (Мк. 6:31). Кроме того, время с Господом помогло бы им разобраться во всем, что произошло в их первом самостоятельном благовествовании.

Они снова поплыли через Галилейское море на восток. Матфей и Марк пишут, что они удалились “в пустынное место” (Мф. 14:13; Мк. 6:31). Лука тоже говорит о “пустынном месте”, но еще уточняет, что оно было “близ города, называемого Вифсаидой” (Лк. 9:10). У моря было как минимум две Вифсаиды. Мы уже познакомились с той, что была возле Капернаума (Мк. 6:45). Другая, в направлении которой теперь плыли Иисус и Двенадцать, была деревушкой на северо-восточном побережье Галилейского моря. Ее полным названием было Вифсаида-Юлиада. Очевидно, они направлялись в пустынное место на морском побережье недалеко от этого поселка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы еще вернемся к этому отрывку, когда будем говорить о том, как ожидавшая Христа и апостолов толпа расстроила всякую их надежду на отдых. А сейчас позвольте мне завершить эту часть нашего исследования, сделав из нашего урока пять выводов:

(1) По-прежнему истинно, что “жатвы много, а работников мало” (Мф. 9:37). Давайте откликаться, ибо наш Бог приглашает.

(2) По-прежнему истинно, что Бог есть “Господин жатвы” (Мф. 9:38), что Он взращивает (1 Кор. 3:6). Давайте будем усердными, ибо наш Бог благословляет.

(3) По-прежнему истинно, что раз мы “даром получили”, то должны и “даром давать” (Мф. 10:8). Давайте учиться щедрости, ибо наш Бог заботится о нас.

(4) По-прежнему истинно, что духовный успех приносит угрозу от “духов злобы” (Еф. 6:12). Давайте будем смелыми, ибо наш Бог защищает.

(5) По-прежнему истинно, что, когда приходят трудности, Бог дает нам избавление (1 Кор. 10:13) — даже если оно на другой стороне Галилейского моря. Давайте останемся верными, ибо наш Бог предусматривает.

Я молюсь, чтобы наше совместное изучение жизни Христа приблизило нас к Иисусу и укрепило нашу веру в Бога.