В конце 70-х годов Владимир Высоцкий построил небольшой, но уютный дом в элитном поселке "Советский писатель", что в Красной Пахре. Землю под стройку ему никто официально не выделял, жена - иностранка, сам неблагонадежный, его даже в дачный кооператив не принимали... Как же ему удалось построить дачу? Была получилась такая история..
В этом поселке был большой участок ( целых полгектара!) у знаменитого сценариста Эдуарда Володарского.
Вот как он вспоминал начало этой истории:
" Мы познакомились с Володей в 1962 году в Ленинграде. Он снимался в фильме "713-й просит посадки", остановился в гостинице "Советской". Иду утром в буфет похмелиться. Стоит Высоцкий, выбирает, что взять подешевле, денег у него тогда не было, я заказал два коньяка. Накушались славно... Так вот, мой участок в поселке был самым маленьким, полгектара. Раньше он принадлежал вдове Семена Кирсанова, чьи стихи Володя Высоцкий очень любил. От вдовы осталась только времянка, в которой жила только прислуга..
Дачу я, кстати, покупал за огромные по тем временам деньги - 56 тысяч рублей. Как-то предложил Володе - "отремонтируй времянку и живите с Мариной, жалко, что ли?" Он загорелся, пошел, посмотрел и говорит: "Слушай, а что если времянку снести и из бруса, мне обещали достать, построить дом? Потом все равно вступлю в кооператив и дом перевезу. К марту 1980 года дом построили. Подвели газ, причем сделано это было незаконно. Как ни странно, Высоцкий в новом доме практически и не жил. Приедет, посмотрит, а ночевать идет ко мне. Считал, что у меня уютней".
Даже такой скромный домик Владимиру Семеновичу обошелся недешево, он пахал на износ, чтобы были деньги на стройку.
Построили дом где - то за пару лет.. Получилось не роскошно, но очень уютно. Кухня с газовой плитой, прихожая, комната с камином, из санузла был даже отдельный выход в сауну. Бани на дачах были у многих, а сауны - нет.
Да, миллионы людей обожали тогда Высоцкого, но были и такие хапуги, которые драли с него за стройматериалы в три цены, думая, что он по ночам деньги печатает. Сам на стройку он наведывался редко, сколько просили - столько и давал, зачастую занимая деньги у соседей. Однажды за него даже решила вступиться жена писателя Юрия Трифонова ( их дачи на одной улице), к которой Высоцкий забежал занять денег.
Шабашники попросили какие - то немыслимые деньги за ерундовую работу. Ольга Трифонова хотела пойти поругаться с наглецами, да Высоцкий ее остановил, он никогда не торговался и не трепал себе нервы из -за этого.
Двери этого дома были всегда открыты для друзей. В гости к Высоцкому часто приезжал и старый приятель Петр Тодоровский был, как известно, просто виртуозным гитаристом. Вместе они частенько записывали песни на магнитофон.
Тогда Тодоровский и не думал, что годы спустя этот дом станет его. После смерти Владимира Семеновича с этим самым домом вышла скандальная история.
Многие о ней пишут разное... В общем, Марина Влади захотела продать дом, а Володарский ей заявил, что делить участок земли по закону он не имеет права. Он член кооператива, у него пай, он предложил ей разобрать дом и увезти. Ее это не устроило. Она настаивала на продаже. За дом Марина Влади просила 40 тысяч рублей. Но Володарскому дом был не нужен, он просто хотел помочь другу, а теперь остался крайним..
После этой истории одни их знакомые были на стороне Марины Влади и говорили , что Володарский буквально ограбил покойного друга, а другие - на стороне Володарского. Они считали, что Влади- меркантильная и вообще заговорила о продаже дома на четвертый день после похорон мужа. Мол, Высоцкому для работы не нужен был никакой дом, что это она его заставила впрягаться в дорогую стройку. Кстати, Эдуарда Володарского потом даже хотели отчислить из элитного дачного кооператива из -за того, что он позволил незаконную стройку на
участке.
В итоге, лет через 10 этот после всей шумной истории участок у Володарского купил Петр Ефимович Тодоровский.
В нем и сейчас живет его вдова Мира Григорьевна, а рядышком, на этом же участке, их сын Валерий ( тоже известный ныне режиссер) построил себе отдельный большой дом.
Многие поклонники творчества Владимира Семёновича до сих пор считают, что несмотря на то, что у Высоцкого была и квартира и даже дача, он все равно было какой - то неприкаянный. Стены были, а дома-то не было.
И что касается именно постоянной жизни на даче... Судя по воспоминаниям его друзей, он это вариант никогда для себя не рассматривал. Это супруга хотела его увезти из города, от друзей - собутыльников. Это она хотела дом в престижном месте..
Из рассказа известного фотографа Валерия Плотникова:
"Я не был прямо уж таким близким другом Высоцкого, но был с ним хорошо знаком. И как-то заманил его к себе на дачу в Переделкино. Вытащить Высоцкого за город было делом непростым. Он был сугубо городским человеком. Энергетика большого города соответствовала ему полностью. Но в Переделкино его еще можно было заманить. Во-первых, это было не так уж далеко от Москвы, а во-вторых, Переделкино было самым «козырным» и «интеллигентским» местом. И потом долго считалось особым шиком и маркой качества указывать в конце книги, что она написана именно в Переделкино.
Высоцкий за городом, на природе просто не знал, куда себя деть. Но ради того, чтобы доставить Марине удовольствие, он мужественно терпел эту загородную идиллию и пастораль: воздух, птички, листочки, пчелки, одуванчики, котлеты и компот. Какое-то время он и сам наслаждался, а потом говорит: «Слушай, не могу, отравился! Пойду заведу машину, полежу под глушителем».
Прошло уже столько лет.. И Эдуард Володарский и Владимир Высоцкий сейчас лежат на одном Ваганьковском кладбище. Марина Влади тоже уже не рассказывает об этой истории.. Забыты старые обиды. А дом - то стоит... Дом, который Высоцкий строил не для себя, а для любимой...