Когда мы говорим о культуре зрителя, имеется в виду понятие более широкое, чем правила поведения. Соблюдать нормы этикета ещё не значит быть театральным зрителем — чутким, понимающим, образованным, подготовленным к восприятию спектакля. Не каждый сидящий в зале человек — истинный зритель, как и не каждый, кто играет на сцене — настоящий актёр.
Отрицание, обвинение в "бездарности", язвительное высмеивание всего, что осталось за рамками понимания, оскорбительные отзывы, недовольство тем, что "плохо развлекают за мои же деньги"... Какой режиссёр с этим не сталкивался? Наверное, даже тот, кто всегда шёл по пути упрощения, заигрывания с массовым вкусом. Мы много раз видели, как с умного, глубокого, сложного спектакля, заставляющего думать и рассуждать, уходят зрители, не пожелавшие включиться в диалог. Можно считать эту ситуацию поражением конкретного театра (не увлекли, не объяснили, неправильно сориентировали), но и зритель, возможно, лишился чего-то важного, какого-то уникального опыта, который больше не повторится...
В далёком 1966 году увидела свет книга театроведа Т. А. Марченко с замечательным названием: "Искусство быть зрителем, или Приглашение к спору". Прочесть её полезно не только из интереса к истории театра. Важен сам принцип, сама идея, которая лежит в основе этого текста: открытость, готовность к восприятию непривычного, нового, на первый взгляд "непонятного". Чтобы получить максимум удовольствия и пользы от спектакля, придётся немного потрудиться. "Ещё не хватало!" — возмутятся те, кто желает в театре отдыхать и развлекаться. — Трудиться должны актёры!" Безусловно, но даже гениальный актёр не сможет достучаться до человека, изначально настроенного скептически, либо ожидающего увидеть то, и ТОЛЬКО то, к чему привык с детства.
Сам по себе обычай считать, что если спектакль не понравился лично тебе — значит, он никуда не годится — далеко не нов, и для театра привычен. Всегда в зале были люди, выносящие своё безапелляционное суждение "Бездарно!", не поняв чего-то с первого раза, не подключившись, не пожелав подумать и поразмышлять. Но сегодня всё осложняется тем, что интернет даёт широкую трибуну для трансляции зрительского недовольства. И это очень грустно, потому что интернет — гигантское пространство, в возможностях которого создавать и разрушать репутации, тиражировать мифы, распространять фейки и навешивать ярлыки... При этом тем, кто считает себя вправе быть критиком, часто не хватает ни эрудиции, ни понимания динамики развития театрального процесса, ни даже простого стремления постичь сложное устройство спектакля, где смыслы не лежат на поверхности. И льются рекой претензии к театру: я не понял / скучно / не похоже на то, что мне нравится / раньше было круче / не впечатляет... короче, ерунда какая-то, не ходите, не тратьте драгоценное время!
Мы вовсе не призываем запрещать зрителям высказывать своё мнение. Нам просто хотелось бы, чтобы оно было аргументированным, основанным на глубоких зрительских размышлениях. Ведь восприятие театрального искусства — в определённом смысле тоже творчество. Чем богаче натура самого зрителя, чем более развито его эстетическое чувство, чем полней его художественный опыт, тем активнее его воображение и богаче его впечатления.