Иногда очень интересную технику можно найти в самых неожиданных местах. Например, в маленьком провинциальном городке в Нижегородской области.
В 120 километрах от Нижнего Новгорода есть город Арзамас. Небольшой приятный городок, известный в первую очередь тем, что тут до сих пор эксплуатируют старые советские автобусы ЛиАЗ-677 на регулярной основе (правда их, вроде как, осталось всего пару штук).
А еще тут есть Арзамасский машиностроительный завод, тот самый, что производит различную бронетехнику — от БТР-80 до «Тигров».
Перед зданием заводоуправления выставлены три единицы военной техники, производимые в Арзамасе.
Среди них — бронеавтомобиль «Тигр», который на первый взгляд может показаться самым обычным, но, на самом деле, представляет собой очень интересную модификацию, существующую в единственном экземпляре.
Он действительно выглядит, как обычный «Тигр». Но есть пара интересных моментов, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, в бортах кузова сделано всего по одному открывающемуся окну с каждой стороны, в то время как у серийных ГАЗ-2330 по два окна с каждой стороны.
Еще одно важное отличие скрывается в задней части кузова. У всех серийных «Тигров» сзади двустворчатая распашная дверь, а у выставленного на постаменте экземпляра — одностворчатая.
Крыша также выполнена иначе: она на несколько сантиметров ниже, чем у серийных вариантов.
Что же за модификация такая перед нами? Сейчас расскажу.
«Тигры» для Индии
В 2005 году ФГУП «Рособоронэкспорт» решило поучаствовать в индийском тендере на поставку бронеавтомобилей.
Для этого на ГАЗе было собрано два прототипа бронеавтомобилей «Тигр», получивших индекс ГАЗ-233014. Их комплектация соответствовала требованиям индийского тендера.
Первый получил обозначение ГАЗ-233014-0000184, а второй — ГАЗ-233014-0000186.
Оба варианта оснастили трёхдверными бронекорпусами с одностворчатой дверью сзади и одним люком в крыше.
Так как в Индии левостороннее движение, то место водителя в индийских «Тиграх» располагалось справа.
Первый прототип ГАЗ-233014-0000184 был рассчитан на перевозку 8 человек и 100 кг груза. Визуально он отличался прямоугольным люком в крыше и двумя откидными окнами с каждого борта.
ГАЗ-233014-0000186
Второй экземпляр (именно он выставлен в Арзамасе) был еще интереснее.
Помимо описанных выше отличий, в крыше появился люк круглой формы, оборудованный на поворотной опоре и закрывающийся бронекрышкой. Вот тут видно бронекрышку в открытом виде.
На поворотной опоре были места для установки оружия и боеприпасов, а также защиты стрелка.
ГАЗ-233014-0000186 был рассчитан на перевозку четырех человек и 500 кг груза.
Еще одно важное техническое отличие индийских «Тигров» скрывалось под капотом. Тут разместился дизельный двигатель Cummins ISB 235 мощностью 235 л.с. и 800 Нм крутящего момента при 1500 об/мин.
Двигатель сочетался с автоматической коробкой передач Allison LCT 1000.
Напомню, что обычные «Тигры» того времени шли с дизелем Cummins B205 и механической коробкой передач собственной разработки (её индекс был ГАЗ-2330-17000010).
Броневики были обуты во французские шины Michelin размерностью 335/80 R20.
Тормозная система имела ABS пневматического типа на компонентах немецкой фирмы Knorr-Bremse.
Как прошли испытания
В 2009 году ФГУП «Рособоронэкспорт» передали два прототипа индийской компании Vectra для участия в испытаниях в Индии.
Машины прибыли в Дели, но никуда уехать оттуда не смогли. По какой-то причине индийская компания не учла одного важного момента: передвижение по Индии бронированных автомобилей без специального разрешения невозможно.
Поэтому оба прототипа показали на выставке средств обеспечения безопасности INDESEC-2009, проходившей в Дели, после чего отправились обратно на Арзамасский машиностроительный завод.
После возвращения на родину ГАЗ-2330-0000186 выставили перед заводоуправлением в Арзамасе, а его брат ГАЗ-2330-0000184 отправился в Выксу, где встал на вечную стоянку возле «Завода корпусов».
Вот такая интересная история двух прототипов, о которой мало кто знает.
К сожалению, никаких пояснительных табличек в Арзамасе нет, поэтому для местных жителей это просто «Тигр».
В галерее ниже вы можете посмотреть некоторые детали редкого «Тигра».
Из-за длительного простоя под открытым небом во многих местах появились очаги ржавчины, но в целом бронеавтомобиль выглядит неплохо.
Традиционно показываю вам локацию этого экспоната, если вы вдруг захотите посмотреть на всё своими глазами.
Рядом с ним находится вполне обычный БТР-80 и очень интересный БРДМ-2, о котором я расскажу вам в ближайших статьях.