По самым скромным данным, около трех десятков государственных деятелей Древнего мира носили прозвище "великий" (во времена Средневековья, кстати, "великих" было раза в три больше). Начиная от египетских фараонов и заканчивая римскими императорам. Кто-то, вероятно, заслужил такое ко многому обязывающее определение, а кто-то стал "великим" не вполне по делу.
Тутмос и Рамсес
В Древнем Египте, как минимум, два фараона были "великими". Во всяком случае таковыми их считали современники и (или) потомки. Тутмос III (XV век до нашей эры) значительно расширил границы своего царства, сделав его по сути мировой державой того времени. Только в Переднюю Азию он совершил 15 (!) походов, присоединив к своему царству Финикию, Сирию и западную часть современного Ирака. А ведь были еще походы на юг - в Нубию. Причем тоже успешные. Можно сказать, что вся жизнь Тутмоса - это один большой поход. И разве он не велик после этого? Добавлю, что после Тутмоса ни один правитель Египта в древние времена не добивался такого масштабного расширения границ своего государства. "Переплюнуть" фараона смогли только халифы из династии Фатимидов, правившие в Египте в X-XII веках, - им удалось захватить не только добрую часть Передней Азии, но и Магриб.
Живший через две сотни лет после него Рамсес II (XIII век до нашей эры) также много воевал, так же, как и Тутмос, подчинил Сирию и Финикию. Однако его достижения, если говорить о расширении "жизненного пространства", были несколько скромнее, чем у предшественника. Правда, воевал Рамсес более ловко. Если Тутмос зачастую брал противника измором, то его потомок предпочитал быстрый и жестокий бой, в котором чаще всего побеждал.
Кир и Дарий
В перечне персидских Ахеменидов "великими" называют Кира II (правил в 559 - 530 гг. до н.э.) и его потомка Дария I (правил в 522 - 486 гг. до н.э.). По поводу первого сомнений лично у меня нет - все-таки именно Кир, объединив персидские племена, стал основателем державы Ахеменидов, после чего за пару десятилетий сделал ее по-настоящему великой, подчинив Мидию, Вавилон, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. А вот в величии Дария можно усомниться. Этот "царь царей" также много и в основном успешно воевал (во основном, правда, подавляя сопротивления покоренных персами народов). Однако главную схватку своей жизни - против греков - Дарий проиграл. Да и знаменитый поход персидского войска против свободолюбивых кочевников-скифов закончился не очень удачно для персов. Кстати, на закате правления Дария восстал Египет под предводительством объявившего себя потомком древних фараонов Псамметихом IV, подавить это сопротивление "великий" царь не успел.
Александр
По поводу следующего из "великих" вопросов не возникает. Это Александр III, царь Македонии (правил в 336 - 323 гг. до н.э.) из династии Аргеадов. Завоевал половину (примерно) Ойкумены, дойдя со своим войском до далекой Индии, разгромил единственную на тот момент мировую державу - царство Ахеменидов, причем без шансов для противной стороны. Был гениальным тактиком: разгром персов при Гавгамелах - это шедевр полководческого искусства. Построил или во всяком случае заложил десятки городов, познакомил с греческой культурой самые отдаленные уголки обитаемого мира, а греков и македонян заставлял уважительно относиться к Востоку. По сути, Александр впервые в истории создал систему глобализации.
Словом, след, который оставил македонский царь в мировой истории, очень глубок. Тут с Александром вообще мало кто может сравниться. Жаль, что рано умер, в 32 года. Мог бы еще таких дел наворотить!
Антиох, Митридат, Тигран
Благодаря завоеваниям Александра и его политике появился эллинистический мир - на политической карте мира возникли царства Птолемеев, Селевкидов, Антигонидов, а также с десяток государств помельче. Но фигур масштаба, сопоставимого с масштабом Александра, среди эллинистических деятелей мы не найдем. Хотя сильные правители все же были. Скажем, Пирр Эпирский - талантливый полководец, которого потомки ставили на второе место после Александра. Или македонский царь Антигон Гонат - образец не завоевателя, а мудрого политика.
Впрочем, имелись и те, кто назывался "великим". В первую очередь следует назвать Антиоха III (правил в 223 - 187 гг. до н.э.) из династии Селевкидов. Почетное и ко многому обязывающее прозвище он получил за грандиозный поход на восток, в результате которого ему удалось привести к покорности восставших варваров. Однако на других фронтах политика Антиоха была не столь успешна. Он потерпел поражение от конкурента из дома Птолемеев в грандиозной битве при Рафии (правда, без тяжелых для себя последствий), а затем без шансов проиграл войну Риму. Причем закончил свои дни Антиох Великий весьма позорно - был убит, когда с соратниками грабил один из храмов, чтобы найти деньги на выплату Риму громадной контрибуции.
Гораздо больше проблем Риму доставил другой эллинистический правитель, который также удостоился прозвища "великий" - царь Понта Митридат VI Евпатор (правил в 117 - 63 гг. до н.э.). Он вел целых три войны с Римом и его борьба была гораздо более длинной, кровавой и бескомпромиссной, чем у Антиоха. Не раз и не два Митридат заставлял отступать римские легионы. Однако в главных сражениях понтийский царь все же проиграл и окончил свои дни не очень хорошо.
Еще один "великий" деятель эпохи эллинизма - Тигран II (правил в 95 - 55 гг. до н.э.), царь Армении, которая в то время, в I веке до нашей эры, также называлась Великой. Вероятно, основания для этого были. После поражения Митридата именно Армения стала самым сильным государством после Рима и Парфянского царства. При этом Тигран успешно воевал с теми же парфянами, а, кроме того, фактически забил крышку гроба над одряхлевшем к тому времени государством Селевкидов. Еще Тигран построил большой город, который назвал, разумеется, в честь себя - Тигранакерт. По иронии судьбы, именно у стен этого города, своей новой столицы, он проиграл главную битву римлянам.
Гней Помпей
В республиканском Риме с "великими" было скромнее, чем на востоке, хотя достойные личности встречались. Тот же Публий Корнелий Сципион, победитель Ганнибала Барки. Однако великим Сципион не стал, в отличие от Гнея Помпея (106 - 48 гг. до н.э.), вначале соратника, а затем злейшего врага Гая Юлия Цезаря. Но велик ли был Помпей? Да, он был одаренным полководцем, неплохо командовал легионами на востоке, сделал Сирию римской провинцией, победил доставших всех и вся киликийских пиратов. Но... Главных целей не добился - республику не сохранил, единоличным правителем не стал. А вот его главный конкурент - Цезарь - открыл новую новую страницу в истории Рима. Но Цезаря не называли и не называют великим, после смерти он стал "божественным". А это, как вы понимаете, иной уровень.
Константин и Феодосий
Перейдем к римским императорам. Они все были божественными (по должности), но далеко не все стали великими. Ни Октавиан Август, первый император, ни Марк Ульпий Траян, при котором государство максимально расширило свои границы, ни философ на троне Марк Аврелий, ни Диоклетиан, собравший распадающуюся империю по частям и нашедший в себе мужество при жизни передать власть другому, вернее, другим. Великим стал, во-первых, Константин I (правил в 306 - 337 гг.), во-вторых, Феодосий I (правил в 379 - 395 гг.). И оба, что интересно, получили громкое прозвище не за государственные или полководческие таланты (хотя они у этих людей безусловно были), а за поддержку христианства. При Константине христианство стало государственной религией Римской империи, а при Феодосии был утвержден в качестве основополагающего Никейский символ веры (о том что Бог Сын единосущен Отцу).
Интересно, что Феодосий считается последним правителем единой Римской империи, правда, он же приложил руку к тому, чтобы после смерти она окончательно разделилась на Западную и Восточную. Зато и в Риме, и в Константинополя править стали потомки Феодосия.
Шапур
Напоследок несколько слов об одном из главных врагов Рима - шахиншахе Персии Шапуре II (309 - 379 гг.) из династии Сасанидов, которая пришла на Востоке на смену парфянским Аршакидам.
Шапур Великий, правивший почти 70 лет, более-менее успешно воевал на востоке и на западе, особенный же след в истории оставили его войны против Рима. Тогда, в середине IV века, ни одной из сторон не удалось добиться решающей победы и полного разгрома противника, хотя преимущество все-таки осталось на стороне Шапура. После закончившегося провалом похода на восток императора Юлиана Рим вынужден был подписать с персидским царем мирный договор, согласно которому уступал пять спорных провинций - тех самых, за которые воевали годами.
И еще один любопытный факт. Время правления Шапура полностью совпадает с годами его жизни. Дело в том, что короновали персидского царя еще в утробе матери. Трудно сказать, добавляет ли это обстоятельство Шапуру величия, но точно делает его уникальным правителем.