Обзор книги (2009)
Над романом "Утраченные иллюзии'' Бальзак работал очень долго, с 1837 по 1843 год. Это одно из самых широких его эпических полотен о современном обществе. Хотя внешне в центре сюжета стоит словно ограниченная и вполне определённая общественная сфера - мир литераторов и журналистов, роман вобрал в себя все предшествующие наблюдения прозаика над законами буржуазного общества. В полифонии произведения звучат многие темы, затрагивавшиеся писателем и ранее.
Уже начало романа вводит нас в знакомый круг тем. Автор рассказывает о старике Сешаре - прижимистом владельце типографии в провинциальном городке Ангулеме - и подробно описывает, как этот персонаж решил вовлечь в дело своего образованного и достаточно талантливого сына Давида.
Но вовлекает он его с одной лишь целью - воспользоваться его знаниями, да так, чтобы ещё и надуть при этом. Для старика Сешара собственный сын - всего лишь выгодный партнёр в деле, причем такой компаньон, которого легко можно обвести вокруг пальца, потому что Давид ещё слишком молод, благороден и нерасчетлив.
Содержание своими словами
Главными героями произведения являются: поэт Давид Сешар, типограф Люсьен Шардон, братья Куэнте, Ева, госпожа де Баржетон, Шатле, Растиньяк, Кароли и Флорина.
В Ангулеме познакомились 2 провинциальных поэта, жаждущих славы и признания в столице Франции! Отец Давида оставил ему типографию в наследство, но без денег, а сам разбогател на выращивании виноградников. У Сешара были враги - богачи и конкуренты по работе братья Куэнте, мечтающие завладеть и типографией главного героя, где работали 3 - Марино, Серизе и Кольб. Мать Люсьена из-за бедности подрабатывала сиделкой, а Ева была влюблена в Давида, который вскоре сделал ей предложение. Люсьен, став любовником светской дамы городка - госпожи Бажертон, вошел в её высший свет, в котором совершенно не могли понять всех его стихов сборника "Маргаритка", что сильно оскорбляло его как автора.
Соперником поэта на притязания к де Бажертон был будущий префект дю Шатле. Понимая всю тяжесть положения Люсьена, Давид предложил Еве стать его женой. Она в итоге согласилась. Любовница Люсьена не могла больше терпеть сплетни в их адрес по поводу связи с поэтом в провинции, предложив Люсьену уехать в Париж. Шатле устремляется следом за ними. В столице префект отговорил Бажертон дальше помогать бедному поэту. Высший свет вместе с её кузиной де Эспар принял Люсьена довольно презрительно, как нищего "щёголя"!
Скоро любовница поэта переехала в другую гостиницу, а потом и вовсе его бросила. Он в ответ вернул ей все её письма к нему. Больше всех над ним в высшем обществе насмехался Растиньяк. Люсьен написал Бажертон записку про суть её поступка по отношению к нему, а затем и сестре письмо о своём положении и просьбе выслать ему денег. Люсьен обошел все книжные лавки (Догро, Поршон и Видам) с единственной лишь целью - продать свои стихи и исторический роман "Лучник" Карла 9, но тщетно. В кафе для бедных "Фликото" поэт познакомился с будущим организатором кружка во главе с писателем де Артезом (Жозефом Бридо и Мишелем Кретье). Они все вместе одолжили ему денег, которые он смог быстро вернуть, чем огорчил новых приятелей. Мать с сестрой тоже прислали ему материальную помощь.
Артез противился становлению Люсьена журналистом, особенно после знакомства его с иным корреспондентом Лусто, но тот был непреклонен. Сначала поэта не принимали в редакционный коллектив, а после вхождения его в круг журналистов при поддержке Этьена Лусто, приняли сразу же в качестве главного редактора. Журналистская среда в результате развратила его кутежами и лёгкими деньгами. При показе спектаклей Лусто познакомил поэта с Кароли и Флориной, спонсорами которых были именитые богачи Камюзо с Матифой.
Сначала из корысти, а потом уже по-настоящему лирик влюбился в Кароли, а она в него. После сделки Фино с Матифой он покинул пост главного редактора и на его место встал Лусто. Люсьен написал отзыв о спектакле с участием Кароли и Флорины. С этого и начался его журналистский успех. Узнав про связь поэта с Кароли, Камюзо согласился остаться её другом. Люсьен переехал жить к любимой актрисе, на время превратившись в великосветского денди и выезжая с ней открыто на самые разные мероприятия, чем вызывал бесконечные сплетни в свой адрес в высшем свете. Артез помог ему подкорректировать исторический роман. В ответ на очередной отказ Дорна напечатать его произведение Люсьен мстит статьёй зловещей о критике Натана и Дорна, который становится более услужливым перед поэтом.
Он получил от него 3000 франков, чему несказанно обрадовался, но потом его ошеломило обратное желание коллег, чтоб он хвалил Натана вместо едкой критики. Он заключил договор с Дорном. Из мести лирик начал писать критику на Шатле и Бажертон, чем вызвал очередные сплетни на свой счет. На одном из вечеров у Люсьена собрались его друзья, но очень быстро ушли, так как были врагами журналистам либералам и роялистам. Ради мести маркиза Эспар вновь пригласила поэта в свет, защищая его бывшую любовницу.
Люсьен вновь часто стал посетителем светских вечеров, на которых много пил и реже писал статьи. Бажертон с кузиной обещали ему возвеличивания с помощью другой именитой фамилии для него - де Рюбампре. В итоге Лусто признался ему, что Флорина полностью разорена в связи с уходом от неё Матифы. В связи с банкротством самого Люсьена его имущество вскоре тоже описали. Лусто предложил ему отдать "Лучника" в фирму "Фандан и Кавалье". Затем поэт пытался взять в долг у ростовщика, но получил отказ. Люсьен окончательно порвал дружеские связи с Артезом и Бридо. Когда лирик по просьбе и ловушке бывшей любовницы отошел от своей газеты к либералам, то Лусто буквально обрушился на теперь уже бывшего друга своими новыми критическими статьями!
Поэт стал врагом для газеты, на которую раньше работал. Он приходил к Натану и Мартенвилю. Ради собственной корысти Фино подружился с Люсьеном. Поэт просил помощи у Камюзо. Злой Фино в статьях был на стороне Флорины, а Кароли пришла к краху, оставаясь без ролей, отданных сопернице и с ней случилась лихорадка. Бажертон обещала поэту сменить его фамилию указом самого короля! Люсьен вместе с любимой актрисой в связи с нищетой вынужден был переехать на Лунную улицу.
После ссоры с Мишелем Кретье, который осмелился плюнуть в лицо поэту, он вызвал его на дуэль и они ранили друг друга. Люсьен слёг, а Кароли стало чуть получше и она ухаживала за бедным поэтом, но потом всё равно решила вернуться к своему благодетелю Камюзо. В итоге актриса тоже сильно заболела и умерла от горя своей творческой невостребованности. Для оплаты её похорон Люсьену пришлось сочинить на продажу весёлую песенку. В итоге он вынужден был вернуться назад в свой родной город на задке кареты госпоже де Бажертон, вышедшей замуж за Шатле.
Мельник рассказал поэту об аресте Давида из-за векселей. Сначала братья Куэнте просто его преследовали, желая узнать тайну изобретения бумаги из сырья растений, а потом, получив векселя, настроили Серизе против Давида. В тяжбы с векселями был замешан и адвокат Сешара, которого выгодно женили на богатой Зеферине де Ляэ. Ева узнала всю правду о жизни брата в Париже от де Артеза и ужаснулась его падению. Куэнте хотели присвоить патент изобретения поэта и в ходе долгих судебных тяжб Сешар задолжал целых 15000 франков!
После строгого надзора жандармов Давид сначала спрятался у отца, не желавшего его поддерживать, а затем у подруги Евы - Базине. Отец поэта вначале ради корысти поселился у сына дома, но потом вернулся на свой виноградник. Кольб сделался верным слугой Сешаров. Люсьен понял отношение сестры с матерью к нему по возвращению домой. Он хотел видеть Давида, но поначалу был торжественно встречен цветочными венками как поэт по приказу Бажертон. Люсьен в письме к другу Лусто уже бывшему попросил вернуть ему долг в 1000 одеждой для светских раутов и наведался в гости к Луизе дю Шатле. Его вновь обмануло всё высшее общество. После суда пристав дал приказ арестовать Давида и записка о встрече Люсьена вновь погубила его товарища. Поэт решил утопиться, написав сестре прощальное письмо. Его от решительного шага остановил член духовного ордена, испанский священник и дипломат Карлос Эрерра, сделав его своим личным секретарём и рассказав о смысле истории и нравственности.
Он обещал обогатить Давида и выгодно женить Люсьена. В результате Ева поверила Пти-Кло и согласилась подписать бумаги на сотрудничество с братьями Куэнте и передачу им прав на патент изобретения Давидом бумаги из растительного сырья. Поэта выпустили из под ареста и девушка вновь получила ещё 15 000 за брата. Типография была продана Серизе. После опытов производственных поэт переехал в купленную Евой усадьбу рядом с отцом Сешара. Кроме первенца она родила от лирика ещё 2 дочек с сыном. Кольб стал владеть имением умершего Сешара старшего. Братья Куэнте в результате обогатились и старший стал пэром Франции, женившись на дочери депутата.
Композиция
Роман "Утраченные иллюзии", принадлежащий перу величайшего французского писателя 19 века Бальзака, является большим по объёму произведением, включающим 3 части, причем действие первой и заключительной частей его разворачивается в небольшом городке Ангулеме, откуда родом происходит один из главных героев романа Люсьен Шардон. Именно этот факт позволил писателю причислить данный роман к "Сценам провинциальной жизни", так как основные события происходят в маленьком городке.
Вторая часть повествует о попытках молодого человека Люсьена утвердиться в Париже, доказывая столичным жителям свою состоятельность. Роман можно причислить к одному из 3 составляющих трилогии, в которую входят также романы "Блеск и нищета куртизанок", а также не менее известный "Отец Горио". Центральным персонажем здесь помимо молодого красавца Люсьена, мечтающего после блестящих побед в родном Ангулеме о завоевании самого Парижа, который должен оказаться у его ног, является его шурин, Давид Сешар, который вовсе не схож со своим родственником. Он гораздо более реалистично относится к жизни, вся его жизненная энергия направлена на изобретение бумаги новым способом, сырьём для которой послужат растительные волокна.
Смысл романа Бальзака
Данное произведение является во многом автобиографичным, бережно хранимым писателем, поскольку темы, затронутые им в этом романе, были глубоко личными и близкими автору, этим объясняется тот факт, что с поразительной деталировкой он прописывает многие события и процессы, потому как с обратной стороной журналистики был знаком не понаслышке.
В романе помимо четкой любовной линии присутствует переплетение социального детектива, которое прослеживается во время того, когда Люсьен принимает подлое решение подделать несколько векселей на имя своего шурина Давида Сешара.
Буржуазный век окончательно вытеснил романтический идеал в провинцию, потому что только там ещё возможно было тешить себя надеждами на то, что где-то в столице, в Париже, существует "царственная сфера высоких умов", как говорит бальзаковская госпожа де Бажертон. Но всякое приобщение к этой царственной сфере оказывается для человека губительным - любовница Люсьена, попав в Париж, превращается в тщеславную, холодную лицемерку.
Бальзаковскую критику провинции - и вообще эту тему в европейской литературе - не нужно понимать только как социальную критику ещё одного аспекта буржуазного общества. Эта критика фиксирует и более глубокий духовный и социальный сдвиг - здесь рушится одна из самых прочных цитаделей романтизма - принцип “близости к природе”, руссоистская в основе своей мечта о бегстве от цивилизации, мечта о царстве патриархальной первозданности.
Автобиографическая составляющая
Бальзаковские "Сцены провинциальной жизни", как правило, лишены всякого умильного любования провинцией, всякой ностальгической идеализации. В провинции растёт и орудует своя, деревенская буржуазия (“Евгения Гранде"), идёт не менее беспощадная социальная борьба (‘ Крестьяне'’), и Бальзак одним из первых показал проблемы провинциальной жизни, что потом станет темой Мопассана и Чехова.
Романтическому идеалу "нет места нигде" - не только в городах, где люди "главы перед идолами клонят, да просят денег да цепей", но и на лоне природы, в патриархальных городках, в дворянских гнёздах. Вот она, оборотная сторона буржуазного прогресса, его победного шествия, его распространения вширь! Эта самая буржуазная проза победоносно шествует по земле "путём своим железным" и подминает под себя поэзию. И она делает это не только так грубо, как в истории с Евгенией Гранде, но и более тонко - "обращая человеческие совершенства в яд души", как говорит Бальзак о госпоже де Бажертон.
Несомненно, в такой трактовке темы провинции сказалась и собственная, так сказать биографическая, уязвлённость Бальзака, вынужденного тоже пробиваться в столице собственными силами. Потому он, конечно, так настойчиво фиксирует первые унижения провинциалов по приезде в Париж - Растиньяка при первом визите к госпоже де Босеан, Люсьена Шардона, которым пренебрегла госпожа де Бажертон, как только сама "пристроилась" в парижском свете. Но за всем этим скрывается, как мы видели, и более глубокое, характерное не только для одного Бальзака, но и для всей литературы этих лет обобщение.
"Провинциальная знаменитость в Париже" - часть произведения, в которой Бальзак не только рассказывает о прогрессирующем нравственном измельчании Люсьена - он рассказывает эту историю на фоне детальнейшего анализа нравов и литературных, и журналистских кругов.
Набросанная Бальзаком картина этих нравов поистине шокирует. Здесь не только всё продается и покупается, как и повсюду в мире буржуа, - здесь всё ещё и оправдывается с позиции утонченности и образованности. Слово, великий Логос, сама мысль, веками шлифовавшая себя в истории европейской культуры, теперь во всеоружии этой своей силы, ею же пользуясь, сама себя втаптывает в грязь. Бальзак, повторяю, рисует не просто картину продажности буржуазной прессы, он истолковывает её как процесс гигантского самоизбиения, самоуничижения духа.
То, что ещё совсем недавно считалось святая святых, единственным прибежищем духа, великое искусство слова, которым так гордились романтики, здесь низводится со своих вершин в болото обыденности. Музу выволакивают на газетный лист, как на ярмарочную площадь. А ведь менее чем десятью годами раньше романтик Гюго в "Соборе Парижской богоматери" восхищался развитием книгопечатания и прессы как величайшими достижениями прогресса и просвещения - по сравнению со средневековьем.