Найти тему
Социальный гуманитарий

Почему христианство не признаёт реинкарнацию

Реинкарнация подразумевает перевоплощение душ из одного тела в другое, в том числе принадлежащее животному. Считается, что в новой оболочке такая душа-странник не помнит прежнего воплощения и развивается заново, сохраняя, однако, определенную часть своего Я.

Такое учение поддерживают не только восточные религии, но и нерелигиозные системы и практики.

Христианство же реинкарнацию отрицает. Почему? Назовем несколько оснований. (Есть и другие причины, для перечисления их всех нужна большая книга, а не отдельный пост.)

Изображение с check-sauce
Изображение с check-sauce

Как учит христианство, каждый человек лично отвечает за то, что он сделал на Земле. Это касается как тех, кто рожден и живет в неблагополучных условиях, так и тех, кому повезло (или «повезло», если вспомнить про богача и игольное ушко).

Как сформулировал современный священник Игорь Фомин, реинкарнация – это «принцип утверждения жecткoй справедливости». Или, в словах Владимира Высоцкого, «пускай живешь ты дворником, родишься вновь прорабом, а после из прораба до министра дорастешь».

Христианство же считает, что нечестно наказывать в будущей жизни человека за дела в прошлом воплощении, ведь он их не помнит. Каждая кара должна быть осознана – человек должен понимать, за что именно его наказывают.

Продолжая эту логику, можно сказать, что и любая награда тоже должна быть предметна, а не по принципу из мультфильма: «– А за что? – А просто так!»

То есть, если ты не помнишь своих прошлых негативных или позитивных свершений, то не понимаешь, за что в новой жизни тебе назначены такие санкции…

Как там было в книге «Есть, молиться, любить»?
Некая американская писательница жила в Риме и зарабатывала (причем много!) тем, что ходила по ресторанам, дегустировала прелестную итальянскую еду и писала об этом статьи.
А другая американская писательница ей завидовала: «Сдается мне, в прошлой жизни эта Элизабет только и делала, что спасала yтoпaющих cиpoтoк…»

Итак, согласно христианству, человек должен понимать, за что именно получает любую санкцию – и кару, и награду.

В ситуации же с сансарой, по словам иеромонаха Мефодия (Львовского; конец XIX в.), «переселяется не душа, а ее дела». И эта душа не может осмыслить, за что ее наказали или «премировали» в новом воплощении.

Еще одно из оснований непринятия христианством в целом реинкарнации – в том, что она подразумевает «конечный пункт»: «отработав» несколько жизней, человек приходит к нирване.

Христиане же считают, что в этом бренном мире каждая душа живет 1 раз. И они могли бы задать вопрос в этом случае: а как с телами из предыдущих жизней – тех, которые были на более ранних витках, задолго до нирваны?..

Более того, у верящего в постоянные переселения душ появляется своего рода оправдание: мол, если я в этой жизни нагрешу – то в следующей будет еще шанс исправить.

По христианским канонам, кармы быть не может (не зря Владимир Высоцкий религию индусов назвал удобной). Каждая душа судится за конкретные деяния конкретной 1 жизни (или из той же песни: «Не лучше ли при жизни быть приличным человеком?»).

Как говорил Блаженный Феодорит Кирский (IV–V вв. н. э.), «Церковь благочестивых гнушается этими и подобными им баснями и, следуя словам Божиим, верует, что воскреснут тела, с телами судимы будут души…»

Вспомним также, что, согласно Библии, человек создан по образу и подобию Творца. Если же душа на очередном витке перевоплощений переходит в тело животного или даже насекомого, то не является ли это богохульством над созданным по Его образу и подобию?..

Святитель Иоанн Златоуст прямо называл пocтыдным и yнизитeльным учение о том, что «души человеческие делаются мухами, комарами, деревьями…».

Интересно, что в последнее время наблюдается своего рода религиозный космополитизм. И люди мыслящие могут сочетать идеи из разных, порой очень разных вероисповеданий.

В частности, Институт Гэллапа повел опрос и выяснил, что идею реинкарнации поддерживает большинство современных людей, а не только буддисты, индуисты и джайнисты.

Поэтому многие наши современники вполне могут верить одновременно и в христианское учение о душах, и в реинкарнацию.

Правы ли они? Безусловно, однозначный ответ дать сложно. Точка зрения христианской церкви здесь в общих чертах приведена. Хотелось бы услышать и ваше мнение, уважаемые читатели.

А к слову о космополитизме современных людей – читайте пост «Что говорит религия об НЛО?».