Канал историческое оружиеведение" продолжает серию публикаций переводов иноязычных материалов, посвященных современным боевым действиям вообще и действиям в них снайперов в частности (ссылка на обзор действий иракских снайперов будет в конце этой статьи).
Вниманию читателей предлагается авторский перевод статьи Лестера Грау и Чарльза Кетшоу (Lester W. Grau and Charles Q. Cutshaw) "Русские снайперы в горах и городах Чечни" (Russian Snipers in the Mountains and Cities of Chechnya). Статья была опубликована в журнале Infantry Magazine в 2002 году. Перевод сокращен - из него убран экскурс в историю русского снайпинга, который авторы начали с Средних веков.
P.S. заранее предупреждаю: статья написана американскими специалистами, переведена без каких-либо искажений, предназначена для тех, кому действительно интересно мнение наших, так сказать, "партнеров", а потому рекомендую "настоящим знатокам" и прочим квасным (диванным) патриотам поберечь шапки, а серьезных читателей прошу: don’t shoot me i’m only the piano player.
Далее следует собственно перевод.
Чеченские войны.
Войны в Чечне подтвердили ценность снайперов. Чеченцы встретили русских в городских боях в Грозном, и вскоре чеченские снайперы атаковали русские войска. Стационарные бои в разрушенных зданиях напоминали бои за Сталинград. Однако, на этот раз российские "снайперы" оказались в невыгодном положении. Они были обучены сражаться в составе быстро продвигающейся смешанной атакующей группы, которой противостоит обычная группа обороняющихся. Русские снайперы не были обучены охотиться в развалинах и целыми днями лежать в засадах. Чеченцы же были знакомы с местностью и имели достаточно снайперского оружия.
Когда российская армия уходила из Чечни в 1992 году, она оставила там 533 снайперские винтовки СВД. Часть чеченцев и их союзников действовали как настоящие снайперы, а часть вошла в состав боевых групп охотников, состоявших из 3 - 4 человек: гранатометчика с РПГ, пулеметчика и снайпера с СВД, которые могли быть вооружены и автоматами Калашникова. Эти группы были чрезвычайно эффективны в качестве подразделений по борьбе с танками. Огонь СВД и пулемета ограничивал действия пехоты, а гранатометчик поражал бронированную технику. Против одной боевой машины могли одновременно работать четыре или пять таких групп.
Когда боевые действия переместились из городов и в горы, чеченские снайперы пытались поразить цели и на больших расстояниях - 900 - 1000 м, хотя местность и растительность часто ограничивали дальность. Вне городов чеченский снайпер действовал обычно в составе группы: снайпер и группа поддержки, состоявшая из 4 - 5 человек, вооруженных автоматами Калашникова, находившаяся примерно в 500 м за снайпером. Стрелок делал один - два выстрела по русским и менял позицию. Если русские начинали стрелять по снайперу, то группа поддержки открывала огонь наугад, отвлекая на себя внимание и давая возможность снайперу скрыться.
У российской армии были снайперы с СВД, но настоящих снайперов в Первую чеченскую было мало. Она полагалась на снайперов из специальных подразделений МВД и ФСБ. Эти снайперы были хорошо обучены, но привыкли действовать в городах в рамках тактики штурмовых групп c специальным вооружением SWAT (Special Weapons Attack Team - ИО). Они не были обучены маскировке на местности, снайперской стрельбе в горах или снайперской стрельбе в сельской местности. Они явно не были обучены вести огонь там, где противник осуществлял контр-снайперскую борьбу или где велся артиллерийский или минометный огонь.
Летом 1999 года в Российской армии была восстановлена настоящая снайперская школа. Были проведены Всеармейские соревнования по стрельбе среди офицеров и призывников. Армия отобрала 12 стрелков из 52 лучших для обучения в первом наборе снайперского класса. Курс был посвящен снайперской стрельбе, действиям на местности, ориентированию и завершился месячными учениями с боевой стрельбой в Чечне, в районе Бамута. Средняя дистанция выстрела составила 400 м., но новая снайперская школа не решила проблему армейских снайперов. Урон требовалось возместить. Трое из первых двенадцати погибли в бою. Четверо из второго выпуска попали в госпитали с ранениями. Большинство снайперов было призывниками, которые призывались на двухгодичную службу, и к моменту выпуска из школы им оставалось служить не более года.
Первая чеченская война плохо закончилась для русских в 1996 году, но они вернулись в 1999 году, чтобы попробовать еще раз. Русские использовали опыт чеченцев (the Russians took a page from the Chechens’ notebook - ИО) и стали формировать собственные отряды охотников из двух или трех человек. Эти группы, состоявшие из различной комбинации гранатометчика, пулеметчика. снайпера и автоматчика, передвигались вместе с другими подразделениями, выполняя задачи по борьбе с чеченцами. Требовалось контролировать и координировать движение этих групп, обеспечивая синхронизацию и взаимную поддержку.
Помимо обычных армейских снайперов Чеченские войны вернули и элитных снайперов из спецрезерва Правительства, которые тоже охотились на чеченцев. Эти снайперы избегали ношения оружия в общественных местах, поскольку не хотели, чтобы их определили как снайперов элитных подразделений. Они работали в составе команды, состоявшей из двух снайперов и пяти человек группы прикрытия, вооруженных автоматами Калашникова. Они выходили на позиции ночью и уходили с них тоже ночью. Их вели разведчики, хорошо знающие местность. Позиция выбиралась ночью, но готовилась днем. Подготовка включала окапывание, маскировку, расчистку секторов ведения огня и меры по улучшению позиции. В отличие от Второй мировой войны пара снайперов располагалась не рядом, а на некотором удалении друг от друга, но так, чтобы они могли видеть друг друга и позицию. Снайперы располагаются на расстоянии 200 - 300 метров от предполагаемой зоны появления целей, а группа поддержки располагалась примерно в 200 м сзади и 500 м в сторону от них. Снайперская пара могла оставаться на этом месте одну или две ночи.
Снайпер имел с собой винтовку, штурмовую винтовку или пистолет-пулемет для ближнего боя, прибор ночного видения, сухой паек, леденцы, сигнальный пистолет с красной сигнальной ракетой, гранату, две плащ-палатки и лопату. Иногда он имел и радиостанцию. В горах он брал с собой лыжную палку, помогавшую ему при ходьбе. Кроме того, он носил маску, чтобы скрыть цвет кожи. Снайпер не собирался попадать в плен. Если группа поддержки не сможет обеспечить его отход, красная сигнальная ракета вызовет артиллерийский огонь по его позиции, а гранатой он подорвет себя и окруживших его.
Элитные снайперы были не призывниками МВД или ФСБ, а контрактниками и офицерами. Они могли выбирать себе состав группы поддержки и доводить его до 16 человек. Их часто меняли, чтобы сохранить боеспособность.
Элитные (профессиональные) снайперы проходят подготовку в подмосковном отряде полиции на водном транспорте (так в тексте - ИО). Здесь регулярно проходят подготовку и такие известные спецподразделения как "Альфа" ФСБ и "Вымпел" МВД (так в тексте - ИО). Выпускники школы получают новейшее снайперское вооружение, но большинство из них предпочитает СВД с глушителем. Профессиональные снайперы в Чечне работают по принципу "сначала убей самого опасного врага". Обычно это снайпер противника или огнеметчик, вооруженный РПО-А. Потом идут гранатометчики и пулеметчики, а затем обычные стрелки. Профессиональный снайпер обычно носит маскировочный костюм, снайперскую винтовку с оптическим прицелом, пистолет-пулемет, бинокль, радиостанцию, многофункциональный нож, инструмент для окапывания, разгрузку и рюкзак. Также рекомендуется лазерный дальномер и перископ.
Ведется и активная работа по разработке и производству новых российских снайперских винтовок. Толчок этим работам дала советско-афганская война, но они продолжаются и по сей день. Русские считают патрон 7,62х54R достаточно эффективным на дистанции до 600 м, а пулю калибра 12,7 мм - на дистанции до 2 км. Вместо того, чтобы создать универсальное снайперское оружие, которое будет одинаково хорошо работать на любой местности и разных дистанциях, русские пошли по пути разработки семейства снайперских винтовок для различной местности и ситуации. Большинство таких винтовок имеет глушители.
Вместо эпилога: вопрос к участникам Первой чеченской.
Мой друг в Первую чеченскую был снайпером. И пот его словам, ящики с патронами, которые они получали к своим СВД, имели китайскую маркировку. Никто не сталкивался?
О действиях иракских снайперов против американцев можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!