После запуска искусственного спутника Земли, интерес к Советскому союзу очень сильно вырос. Этим обстоятельством решил воспользоваться Хрущёв и провести выставки достижений СССР по всему миру. В первую очередь на таких выставках демонстрировали успех страны в научно-технической области. В ответ капиталистические страны на территории СССР организовывали свои выставки и показывали свои достижение. По мысли советских идеологов, такой культурный соревновательный обмен должен был доказать миру о том, что социализм намного лучше капитализма. Первой подобной выставкой, привезенной в СССР стала Американская выставка в Сокольниках. Она проходила в июле 1959 г.
Достижения по-американски
Американцы трактовали тему достижений иначе, чем СССР. Выставка во многом преследовала цель познакомить советских жителей с повседневной жизнью США, и как нельзя лучше демонстрировала зарождающийся культ потребления. Эта выставка была частью предвыборной президентской кампании Ричарда Никсона. Он тогда, в должности вице-президента от республиканской партии боролся с Джоном Кеннеди. К слову, в 1960 г. он с небольшим перевесом проиграл Кеннеди. Главная негласная цель выставки — демонстрация несравнимо более высокого, чем советский, уровня жизни.
Выставка состояла из двух больших выставочных площадок - главного стеклянного павильона и геодезического купола. Остальные площадки расположились под открытым небом - здесь было много маленьких павильонов, среди которых выделялись три пластиковых навеса, где проходили джазовые концерты и показы мод.
Дизайн выставки
Главным дизайнером выставки выступил Джордж Нельсон, именно он разработал мастер-схему. Ему помогали Чарльз и Рэй Имс, они занимались организаций центрального павильона. К созданию выставки также был приглашен Бакминстер Фуллер, который сконструировал "золотой купол". Хрущева он настолько поразил, что он пригласил архитектора прочитать лекции об устройстве этого купола. Американец приехал.
Прогуляемся по каждому из павильонов по отдельности.
1. Геодезический купол
На этой площадке были представлены следующие темы: труд, образование, сельское хозяйство, наука и космос, атомная энергия, синтетические материалы, научные изыскания, галерея портретов выдающихся американцев, медицина и здравоохранение, счетно-вычислительная машина "Рамак", Америка на экране.
К сожалению, фотографий экспозиции из Геодезического павильона не так много. А ведь в нем как раз и показывали научно-технические достижения Америки. Общим местом сейчас является утверждение о том, что от выставки ожидали именно демонстрации технических и научных открытий, которые СССР мог перенять. Ожидали показ первичного цикла производства, а не его результат в виде одежды, вещей, предметов быта. Поскольку фотографий и описаний содержания этого павильона не так много, мы можем полагаться лишь на воспоминания современников.
Под разделом "Америкой на экране" подразумевалась демонстрация на семи экранах размером по 51 х 77 сантиметров одного дня из жизни США.
Официально фильм назывался "Glimpses of the USA" ("Беглый взгляд на США"), его снимала чета Имсов. Отрывок на английском
2. Около главного павильона
На этой условной территории находились: образцовый дом, циркорама, автомобили, Лодки, Лагерное оборудование, газеты, сельскохозяйственные машины, место отдыха, детская площадка, справочное бюро, пластические материалы, машина для голосования.
- Циркорама по сути представляет собой круговую видео панораму. Впервые она была продемонстрирована в 1956 г. в Калифорнии. Придумал циркораму Уолт Дисней. Позже она была показана на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе.
Cтраницы из буклета, посвященного циркораме и то как она выглядела:
- Лодки. Очевидцы рассказывали, что у них после посещения этого раздела сложилось впечатление о том, что лодка или яхта для семейного отдыха в Америке вполне доступное удовольствие.
- Американские машины.
На выставке были представлены такие марки как Шевроле, Понтиак, Бьюик, Каддилак и Олдсмобиль и т. д.
Какая-то часть машин осталась в СССР. Изначально даже планировалось разыграть одну из машин среди посетителей, удалось провести лотерею или нет, мне не известно. Интересна судьба Плимута Белвидира (Plymouth Belvedere), который был представлен на выставке. Он вместе с другими машинами остался в распоряжении Посольство США в Москве. Там он стоял какое-то время без дела, об этом как-то узнало руководство ЗИЛа, которому машина была передана. Там её разобрали и изучили из чего она сделана. После ЗИЛа Примут передали в Мосфильм. Откуда уже в 1990е гг. нынешний хозяин его выкупил. Об этой истории более подробно можно прочитать здесь.
К выставке были выпущены специальные автомобильные каталоги:
Полную версию смотрите тут: первый и второй.
- Павильон с пепси-коллой
Помимо колы, посетителей бесплатно кормили бургерами и хот-догами.
Так выглядела палатка, где её разливали:
В сатирической литературе это событие нашло отражение в стихотворном фельетоне Сергея Михалкова "Ах, пепси-кола". Сюжет такой: человек на Американской выставке перепил бесплатной пепси, у него заболел живот, он попал в больницу. Мораль такова: восторгаешься западной бесплатной колой, а сам не замечаешь, что у тебя бесплатное медицинское обслуживание. Текст фельетона:
Ах, пепси-кола
По выставке американской,
Что освещает быт заокеанский
(но почему-то не со всех сторон!),
Ходил прелюбопытный посетитель,
До заграничного, видать, большой любитель —
То тут, то там прегромко ахал он:
— Ах, что за стильная модерная посуда!
— Ах, что за живопись! Законно! Мирово!
— Ах, сразу видно, что она оттуда!
— Ах, ах абстрактное какое мастерство!…
Так, ахая под звуки рок-н-ролла,
Он, наконец, дошел до пепси-кола…
Тут у него совсем вскружилась голова:
— Ах, до чего напиток ароматный!
Ах, что вы говорите, он бесплатный?!
Прошу стаканчик! Hет, подайте два!… —
Американка вежливо подносит.
Гость пьет и хвалит. Пьет и снова просит.
Уж у него в желудке колотье,
А он знай льет в него заморское питье….
Чего греха таить! Любитель заграницы
Попал в палату городской больницы.
Бесплатно в ней лечился и питался.
Hо этому ничуть не удивлялся,
А только требовал и на сестер ворчал…
Перед чужим он слепо преклонялся,
А своего, увы не замечал.
Кстати, забавно то, что когда пошел разговор об открытии завода пепси-колы. Открыли именно пепси. Первый завод открыли в 1974 г. в Новороссийске. Её очень любил пить Брежнев.
3. Пластмассовые павильоны
Выглядели они вот так, похоже на цветки ирисов.
В этих павильонах выставлялась архитектура, фотография и изобразительное искусство.
Под отдельным пластмассовым зонтикам проводили показ мод.
К выставке был выпущен специальный каталог с модными выкройками.
Рядом с площадкой, где проходили показы мод было устроено две зоны с парикмахерскими:
4. Главный павильон
Выглядел он так:
Выставка была двухэтажная, часть экспонатов находилась на втором этаже. По следующим фото будет понятно её конструкция:
На выставке были представлены следующие отделы: живопись, книги, цветное телевидение, путешествия, промышленное оборудование, музыка, радио и проигрыватели, одежда, отдел упаковки, современная кухня, продукты массового потребления, современная квартира, кондитерское оборудование, швейная и текстильная промышленность, спортивное снаряжение, фотоаппаратура, косметика.
- Кухни
На выставке их было несколько.
- Чудо - кухня RCA/Whirlpool
А у этой девушки на кухне была возможность не только смотреть на экране, что происходит в остальном доме...
… но и у неё был робот - пылесос:
Эта кухня была маркетинговым обманом американцев. Она была оснащена так, чтобы хозяйка могла очень бысто приготовить еду, а все приборы работали по нажатию кнопок и автоматически. Это особенно впечатлило совестких женщин. Но был один ньюанс о котором никто не мог догадываться: роботом - пылесосом и посудомоечной машиной управляли дистанционно через стекло - зеркало. Источник на английском
- Обстановочные сцены:
- Книги
На выставке также предполагали организовать лотерею, где советский гражданин мог выиграть автомобиль или холодильник.
- Макет супермаркета
Помимо супермаркета на выставке демонстрировался макет аптеки с возможностью покупать в них еду и напитки.
Ответ СССР на американскую пропаганду
Поскольку на Американской выставке в основном демонстрировались достижения в бытовой области, советским руководством почти сразу было принято решение параллельно с Американской выставкой в том же парке Сокольники открыть выставку "Для тебя, советский человек". Она открылась в августе 1959 г. На ней демонстрировался уже ширпотреб совестного производства:
Очень часто в подборки фотографий с Американской выставки добавляют эти фотографии с советской выставки. Это забавно, потому что получается, что для современного человека разницы в языке подачи материала и представляемых предметов нет. Я эти фотографии встретила даже в англоязычном научнном труде.
На этом рассказ об Американской выставке завершаю, но хочу задать вопросы: Как вам кажется, в содержании Американской выставки было продемонстрировано больше реального или вымышленного? Была ли эта выставка только красивым образом? И кто победил в борьбе за производство ширпотреба: США или СССР? А чьи достижения вам кажутся более правильными?
Другие статьи на тему: