Найти тему
ТехноИнфо

Перспективные многоразовые космические корабли: Х-30 и Х-33 остались только на бумаге

Оглавление
Космолет Lockheed Martin Х-33
Космолет Lockheed Martin Х-33

Работа над созданием перспективных разработок для полетов в космос продолжаются непрерывно не только ведущими странами. Возникают интересные проекты и оригинальные идеи. Однако на их пути становятся финансовые трудности, которые приводят к тому, что о грандиозных планах помнят только их авторы и… мы с вами.

X-30 National Aero-Space Plane (NASP)

В середине 1980-х правительство США в очередной раз проявило интерес к проекту одноступенчатой системы-космолета (АКС), которая предусматривала горизонтальный старт и посадку. НАСА нужен был аппарат, который был прост, надежен и мог обеспечить массовый вывод людей и грузов в космос.

Разработка NASP началась в 1986 г. В своём обращении в 1986 г. президент США Рональд Рейган объявил:
…Восточный экспресс, который будет построен в следующем десятилетии, сможет взлететь из аэропорта Даллес и, разогнавшись до скорости в 25 раз выше скорости звука, выйти на орбиту или совершить полёт в Токио за 2 часа.

Программа NASP финансировалась NASA и министерством обороны США. К ней были подключены компании McDonnell Douglas и Rockwell International, которые работали над проектом планера и оборудования для одноступенчатого космоплана. Разработкой гиперзвуковых и прямоточных двигателей занимались фирмы Rocketdyne и Pratt & Whitney.

Министерство обороны США поставило перед разработчиками задачи:

  • экипаж должен состоять из двух человек;
  • космоплан должен нести небольшую нагрузку.
X-30 National Aero-Space Plane
X-30 National Aero-Space Plane

Результат общих усилий оказался неприемлемым, так как аппарат был слишком большой, тяжелый и дорогой. Проект был закрыт, но исследования по созданию средств вывода с горизонтальным стартом и прямоточных гиперзвуковых двигателей продолжились.

X-33 - прототип многоразового одноступенчатого аэрокосмического корабля

Строительство Х-33 в рамках программы Venture Star начала в 1995 году фирма Lockheed Martin. Перед разработчиками стояла задача создать модель гиперзвуковой одноступенчатой системы, а затем — полноценную транспортную систему.

Итогом стараний опытно-конструкторского подразделения «Сканк Уоркс» корпорации Lockheed Martin стал новейший космический шаттл «Венчур Стар». Позднее опытный образец претерпел ряд усовершенствований и получил имя Х-33. После этого информация о проекте была засекречена.

Lockheed Martin X-33
Lockheed Martin X-33
Стали известны только некоторые характеристики аппарата:
Взлетный вес — 123 т
Длина -20 м
Ширина — 21,5 м

Для Х-33 были созданы два принципиально новых двигателя, которые способны обеспечить скорость в 1,5 раза больше скорости звука. Аппарат представлял собой гибрид космического корабля и стратосферного самолета.

Сравнение размеров Х-33, Venture Star и Space Shuttle
Сравнение размеров Х-33, Venture Star и Space Shuttle

Разработки были направлены на снижение затрат на выведение полезного груза в 10 раз. Может быть, что-то у американцев и получилось, но мы этого не знаем. Проект в 2011 году закрыли даже не построив экспериментальный прототип.