Художники-импрессионисты сделали то, что прежде казалось невозможным. Изобрели ловушку для Времени. Научились ловить одно мгновение жизни, начисто разрывая его связи с прошлым. Лишать событие предыстории, освобождать действительность от диктатуры предназначения, превращать неожиданное впечатление в самостоятельное искусство. Импрессионисты сделали это первыми. Во многом благодаря Клоду Моне.
Пожалуй, никто иной тогда не понимал (или не принимал) формулу импрессии столь полно и ясно, как это делал он. Впечатление — единственное, что оставляет в память о себе каждый прошедший миг. И если художник не хочет впустую кормить ненасытное чудовище по имени Вечность, он должен посвятить себя моменту.
Который же сам по себе хаотичен, как непредсказуемо в нашем мире поведение любой элементарной частицы. Он не поддаётся осмыслению при помощи человеческой интуиции. А значит — полагал Моне, —художник должен уподобиться учёному. Прилежно фиксировать то, что воспринял, прочувствовал и запомнил. Вписать