Мы привыкли, что вальс – один из самых изысканных и аристократичных танцев. Его танцуют выпускники в знаменательный день Последнего звонка, молодожёны на свадьбах, его исполняют на торжественных мероприятиях, посвящённых самым важным праздникам в нашей истории.
Однако почти до конца первой трети XIX века вальс в России был запрещённым танцем. Почему так происходило?
Ответ на самом деле прост, если вспомнить, что в XVIIIвеке моде были пышные платья, тяжёлые украшения, да и сами дамы в большинстве своём отличались пышностью форм. Поэтому и танцы на балах в основном были медленные, неторопливые, такие как минуэт или (вскоре заменивший его в качестве первого танца на открытии бала) полонез – в основе которого грациозные поклоны и реверансы. Полонез - это танец, напоминающий торжественное шествие.
По этим меркам, вальс был неприлично быстрым танцем, предполагавшим кружение партнёров.
К тому же (что ещё важнее по тем временам) мужчина и женщина в вальсе находятся очень близко друг к другу, мужчина держит женщину в объятиях. А это считалось уже совсем критичным нарушением морали и правил.
Поэтому 1 марта 1799 года император Павел I (вообще любивший всё регламентировать указами и предписаниями) запретил вальс. По одной из версий, сделал он это не только из-за соображений морали, но и из своеобразного чувство «мести» вальсу, после того как споткнулся и упал во время исполнения этого танца на одном из балов.
Некоторые историки отмечают, что запрет вскоре стал формальным, так как фаворитка Павла Анна Лопухина очень любила вальс, и запрет вскоре был «забыт».
Однако официальный запрет на исполнение вальса был отменён только в 1828 году императором Николаем I. Это произошло после смерти его матери, императрицы Марии Фёдоровны, жены Павла I, которая крайне негативно относилась к вальсу, считая его неприличным танцем, а возможно, помня о любимой фаворитке мужа и её любимом танце.
С середины XIX века вальс пользовался любовью русского двора.