Конечно, многие знают, что окрестности Санкт-Петербурга богаты барскими усадьбами. Многие из них находятся в отличном состоянии и в них созданы музей. Но и довольно много имений давно заброшены, окружающие их парки заросли травой, а от построек остались одни развалины. В одну из таких усадеб расположенную в Волосовском районе Ленинградской области мы и отправились. Называется она - Пятая Гора.
Несмотря на то, что от былого величия здесь сохранились только останки церкви и ворот, туристы и местные жители приезжают сюда круглый год.
Место окутано мистикой, а развалины церкви действительно выглядят потрясающе.
Не совсем понятно почему назвали Пятая гора, так как гор в этих местах совсем не наблюдается. Но есть исторические сведения, что на плане 1770 года данная местность обозначалась как «мыза Пятигорская», а позднее «Пятая гора Брискорн».
Как гласит легенда, в начале 18 века на этом месте располагалось имение Якова Брюса. Инженер и ученый был одним из приближенных сподвижников Петра I. В народе о нем шла молва, что он якобы чернокнижник и маг. На протяжении всей жизни Я. Брюс интересовался всем необычным и паранормальным, собирал старинные книги, увлекался лекарственными травами, составлял карты звездного неба. Но это было все задолго до того как началась история усадьбы Пятая Гора, хотя и наложило некоторый таинственный оттенок на происхождение этого места.
Первой хозяйкой усадьбы стала Екатерина Ренкевич (Шнее). Пятая гора была одной из пяти деревень подаренных ей мужем. Владелица создала красивое имение с деревянным домом на холме, к которому вели три аллеи. Рядом был пруд окруженный яблонями и грушами.
После смерти Екатерины Михайловны усадьба перешла ее сестре. Но владела она им недолго и спустя два года продала Ф.М. Брискорну. Брискорны были из дворянского рода немецкого происхождения. Родоначальник рода в России – Магнус Христиан Брискорн, приехал в Санкт-Петербург из Курляндии (западная часть современной Латвии). Магнус Брискорн был придворным аптекарем, со временем получил чин надворного советника и тем самым право на потомственное дворянство. Один из его сыновей, а именно Федор и стал владельцем имения. Федор Максимович в разное время был тайным советником, сенатором, секретарем русского посольства в Голландии и статс-секретарем при Павле I.
На момент покупки усадьбы она была уже полностью сформирована. Здесь был хороший особняк, много хозяйственных построек, красивый сад и ухоженный парк. Новый хозяин добавил еще один пруд, сделал террасы и видовые площадки на склонах холма.
В 1808 году дипломат женился на Ольге Константиновне Струковой. Дама вошла в историю как «Курская Салтычиха», славилась жестокостью и беспощадностью по отношению к крепостным. Измученные крестьяне даже обращались с жалобой на помещицу к императору Александру I. Но, несмотря на такой лютый характер, мужа она очень любила. После его кончины в 1824 году, чтобы сохранить память о нем, Ольга распорядилась построить в усадьбе Пятая Гора - церковь.
Ее возвели за четыре года, для сельской местности она выглядела очень непривычно. По периметру церкви было 24 колонны, её украшали портики и полуротонды. Здание скорее напоминало античный храм, чем церковь. Только звонница и алтарь напоминали прихожанам, что это не дворец, а место, где проводят богослужения. Церковь осветили во имя Святой Троицы.
Во время строительства помещицу обманули и вместо хорошего камня продали материал не подходящий для серьезных построек. Со временем он начал осыпаться как известняк, что и привело к разрушению церкви. Кроме того почва под храмом тоже была песчаной и строение кренилось то на левый, то на правый бок.
В 1960 годы церковь еще была действующей.
Говорят что в деревне был некий тракторист, который по велению начальства зацепил крест на куполе тросом и сорвал его. После этого и началась печальная история разрушения церкви. Да и сам тракторист плохо закончил земной путь, разбился, пытаясь сорвать железо с кровли храма.
В наше время крыша и стены практически обвалились. Но глядя на колонны и пустые глазницы огромных окон, представляешь какая была здесь красота...
В 1877 году имение отошло жене надворного служащего Зинаиде Винницкой. Она в имении особо ничего не меняла, но организовала лошадиную ферму. Появились каменные конюшни и хозяйственные постройки, начали разводить рысистых коней. Скакунов заказывали не только из Петербурга, но из отдаленных губерний. Несмотря на то, что это дело шло успешно, за 28 лет владелица распродала почти все земли, оставив лишь усадьбу и небольшой участок леса. Вот такая история этого места.
То, что осталось от церкви никак не защищено от погодных условий и разрушается… Еще несколько лет и на этом месте останется груда камней. Но пока еще есть возможность увидеть это строение.
Поблизости от усадьбы находится озеро Донцо, это самый большой водоем Кюрлевских карьеров. Еще совсем недавно вода в озере была красивого лазурного цвета. Этот цвет придавало озеру бело-голубое дно, которое хорошо просматривалось через прозрачную воду. На сегодня же озеро покрыто какими-то водорослями похожими на мох. Возможно это результат деятельности человека. Автомобили приезжают прямо к берегу, отдыхающих очень много, жгут костры, а еще мусор, который оставляют после себя. А ведь в этих местах когда-то бывал Пушкин, Рерих писал свои эскизы. В советское время был туристический маршрут и соблюдались меры по сохранению территорию. Может пора уже учиться отдыхать цивилизованно и уважать природу.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на мой канал. Рада буду видеть ваши комментарии.
Заброшенные усадьбы Ленинградской области. Белогорка