Тот факт, что раньше корабли строили из древесины, никак не спасало их от затопления с последующим погружением под воду. Многочисленные фотографии от дайверов со всего мира свидетельствуют о том, что деревянные корабли тонут и покоятся на дне морском. И в связи с этим у многих может возникнуть вопрос: если древесина легче воды, то почему построенные из неё корабли тонут?
Действительно, если деревянный корабль получал пробоину в морских сражениях, то он постепенно заполнялся водой и тонул. Однако этот факт никак не вяжется с плотностью древесины, из которой он сделан, ведь она гораздо меньше чем плотность воды.
Таблица плотностей разных пород древесины в свежем и сухом состоянии:
Как можно видеть, популярные породы древесины, из которых строились корабли, значительно легче воды. И поскольку дерево всегда просушивалось перед использованием в строительстве, то получается, что плотность материала корабля почти в два раза меньше плотности воды, и даже при полном заполнении водой всех полостей, такой корабль с пробоиной затонуть не должен.
Однако факты кораблекрушений говорят об обратном: дерево не только хорошо держится на воде, но ещё и отлично тонет. И решающими здесь оказываются два фактора.
Во-первых, практически невозможно было найти корабль, на котором не было бы оружия. Как правило это стальные пушки с запасами стальных ядер. Всё это имеет плотность стали, которая примерно в 7,5 раза тяжелее воды. Плюс ко всему иногда корабли грузили другими стальными конструкциями. И таким образом получалось, что итоговая плотность корабля была всё же больше плотности воды, и именно поэтому они быстро тонули.
Однако это никак не объясняет то, что вокруг затонувших деревянных кораблей на дне лежат отдельные затонувшие доски брёвна.
И здесь вступает в силу второй фактор: дело в том, что древесина со временем пропитывается водой. Раньше этому не уделяли особого внимания. Практиковали обмазку наружных частей корабля жиром, а также воском и прочими водоотталкивающими покрытиями. Однако в условиях морской воды такая обмазка долго не сохранялась, но зато обходилась она дорого. И поэтому все корабли рано или поздно пропитывались солёной водой. И именно тогда древесина становилась тяжелее воды. Её плотность могла доходить до 1100 кг на кубометр, а это больше чем у морской воды.
Именно потому, что древесина имеет свойство пропитываться водой, в последствии отказались от сплава брёвен по рекам. Со временем они могли просто не доплывать до пункта назначения, потому что пропитывались пресной речной водой и тонули.