Найти в Дзене
Бортовой журнал kua1102

Эволюция защиты от необдуманных действий на примере селектора режимов коробки передач автомобиля

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога!

Обычно принято думать, что эволюция - это благо и по мере развития технологий безопасность, про которую будем говорить на примере автомобилестроения, возрастает. Однако, как мне кажется, я нашел обратный пример, когда инновационное решение - это не значит более безопасно, чем было ранее.

И этот пример я хотел бы проиллюстрировать эволюцией организации области селектора выбора режимов автоматической коробки передач. Наверное, все вы в интернете видели ролики, когда водитель автомобиля путает режимы Drive и Reverse и к каким последствиям это приводит.

Автомобили, произведенные в конце 90-х, начале 2000-х годов

Для начала, давайте посмотрим на автомобили, которые проектировались в 90-х годах прошлого века. Их уже смело можно рассматривать в качестве примеров технических решений, который сейчас практически исчезли с радаров современных автомобилей. К таковым можно отнести Mitsubishi Outlander, Mitsubishi ASX, Toyota Camry в кузове XV40 и др. Обратите внимание на организацию режимов селектора коробки передач:

Несколько неожиданно в этот список "олдскульных" автомобилей попал корейский автомобиль KIA Picanto. Так вот, давайте посмотрим, какие манипуляции сделает человек, если он хочет, например, начать движение вперед:

  • Просто прощёлкать селектор вниз он не может, поэтому это можно считать первой ступенью защиты от ошибки выбора передачи
  • Движение назад (выбор положения Reverse) осуществляется путём расположения рычага на уровне, который отличается от уровня положения режима Drive
  • С положением Drive соседствует положение Neutral

Таким образом, чтобы водителю перепутать Reverse вместо Drive или наоборот, нужно очень постараться (не глядя на селектор кпп процедуру выбора режима движения не очень удобно выполнять). Производитель позаботился о том, чтобы водитель был вынужден смотреть на селектор КПП.

Автомобили, произведённые в середине 2010-х годов

Потом инженеры подумали, что для водителя это слишком сложно и процедуру выбора режима движения нужно упростить. Сказано - сделано!

И селектор автоматической коробки передач стал выглядеть так:

В определенном смысле стало действительно проще - движение селектора осуществляется по прямой. При этом существует и механическая защита: для того, чтобы перевести селектор из режима Drive в режим Reverse, нужно нажать на кнопку (например, у Volkswagen Polo или Renault Arkana это курковый механизм, а у KIA K5 - клавиша сбоку от рукоятки). Но, если приучиться нажимать курковый механизм постоянно, то весьма легко перепутать D и R, особенно если не глядеть на селектор. Ситуация усугубляется, если селектор выполнен в виде джойстика, который нужно просто "кликать" (как, например, на HAVAL F7 или HAVAL H9):

Селектор переключения передач в автомобиле HAVAL H9. Автор фотографии kua1102
Селектор переключения передач в автомобиле HAVAL H9. Автор фотографии kua1102

Современные автомобили

Сейчас, помимо озвученных выше, встречаются ещё две новых реализации выбора режимов передач. В HAVAL Jolion за выбор режима движения стала отвечать шайба:

Вот так реализовано управление автоматической коробкой передач в автомобиле HAVAL Jolion. Автор фотографии kua1102
Вот так реализовано управление автоматической коробкой передач в автомобиле HAVAL Jolion. Автор фотографии kua1102

Стало ли удобно? С позиции человека "цифровой эпохи", который все манипуляции привык выполнять одним или максимум двумя пальцами - да, удобно. С точки зрения безопасности - нет. Крутани не туда, не посмотри на селектор - и всё, потенциально опасная дорожная ситуация.

Если уж говорить про действительно удачную реализацию, то одновременно удобно и более-менее безопасно получилось в новых Hyundai Tucson или Santa Fe - там выбор режима движения сведён к нажатию кнопки.

Можно ли перепутать? Естественно, что можно. Но при этом человек должен сознательно ткнуть кнопку пальцем, но повернуть шайбу не туда и ткнуть не ту кнопку - это всё-таки разновероятные события. И во втором случае вероятность, считаю, гораздо ниже.

Я считаю, что желание превратить автомобиль в гаджет похвально, но при этом не нужно забывать - автомобиль является повышенным источником опасности. И любая инновация, которая призвана облегчить использование (управление) автомобилем, должна дублироваться системами безопасности (автоматическое торможение перед препятствием и т.п.).

Другие мои статьи

Впечатления от нового Hyundai Tucson в комплектации Visioner с дизельным двигателем

О бесперспективности борьбы за снижение количества ДТП путём снижения скорости при сохранении нештрафуемого превышения в 19 км/ч

С уважением, Юрий (kua1102)