«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» (Лк. 16: 10).
Что значит верность Господу в малом и почему это важно в духовной жизни христианина? Господь говорит, что кто хочет следовать за Ним в Царство Небесное должен отвергнуться себя: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её.» (Мк. 8: 34-35). То есть, чтобы идти за Господом, нужно быть готовыми потерять свою жизнь, эту земную жизнь ради Него, но сохранить верность Ему. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.» (Откр. 2: 10). Так, верность Христу до смерти сохранили мученики, исповедавшие Христа перед языческими царями, перед властями, которые не признавали Христа и боролись с христианством. Они не отреклись от Него, пролили за Него свою кровь и получили венец жизни и вечную славу, и блаженство с Господом. Мученики первых веков христианства и других времён, например, времён гонения на Церковь в советское время умерли за Христа, явив совершенную жертвенную любовь, как и Он умер за них на кресте. «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.» (Откр. 12: 11). Но на такой подвиг способны не все.
Всё начинается с верности в малом. Кто в малом неверен, и во многом не может быть верен, как говорит Господь в Евангелие. (Лк. 16: 10). Отвернуться себя, потерять душу ради Христа и Евангелия – это проявление жертвенной любви. Но эта жертва может быть и в малом. Например, если отдаём ближнему лучшее, что хотели бы иметь сами, или жертвуем своим личным временем, чтобы помочь другому, ущемляем какие-либо свои интересы. Это тоже в какой-то степени самоотречение, ради исполнения заповедей Божиих: где-то уступить, где-то промолчать, не ответить на оскорбление, где-то пожертвовать чем-то ради помощи ближнему. «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.» (Мф. 5: 41-42). Например, в притче о званых и избранных, званые отказались прийти на брачный пир к человеку, под которым подразумевается Сам Господь, выбрав земные блага, но ведь всё начинается с малого, с непосещения храма в выходной день без уважительной причины. Когда человек находит постоянно более важные дела, чем посещение храма Божия, где совершается Богослужение. Хотя, что может быть важнее спасения души? Посещая храм Божий, человек получает благодать от Господа. Молитва дома конечно важна, но храмовое Богослужение ещё важнее, потому что «ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них.» (Мф. 18: 20). О важности посещения храма говорили святые отцы. «Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях». Преподобный Иларион Оптинский. Верные Господу христиане, любящие Господа, любят посещать храм Божий. «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его.» (Псалом 26: 4). На Всенощном Бдении поётся: «Воскресение Христово видевше… и там есть такие слова: «Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению». Те, кто посещает регулярно храмы показывают этим верность Господу в малом. Проявление верности в малом, также есть соблюдение поста. Кто не готов отказаться ради Христа даже от скоромной пищи, за исключением тех, кому по медицинским показаниям нельзя держать пост, тот может и не пойти дальше, Господь может ему не доверить больший подвиг. В наше время особых подвигов нет, как раньше. И наше дело быть верными в малом: во всём поступать честно по совести, по заповеди Божией. И так эта верность человека Богу проявляется во всём: в отношении людей, в отношении послушания Церкви, исполнения церковных предписаний, в отношении животных, в отношении природы. Например, человек уважающий других людей, любящий окружающий мир, где он живёт, не будет бросать мусор в неположенном месте, а только в специально отведённых местах, чтобы не загрязнять планету, где мы живём. Господь испытывает нас, не пройдём ли мы мимо чужого горя, как поступим с нуждающимся, как ответим обижающему нас, поступим по Его заповеди или по гордости. Господь испытывает нас в малом, будем ли мы верны Ему. «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.» (Иер. 17: 10). Кто верен в малом, боится Бога, любит Его, соблюдает Его слово, тот получает милость от Него. «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.» (Псалом 102: 17-18). И такие христиане верные в малом, конечно получат от Господа воздаяние в вечности. «И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его.» (Псалом 17: 24). А неверность в малом – это может стать причиной поражений христианина и гибели души. «Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу» (Псалом 10: 5). Каждое дерево познаётся по плоду: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.» (Лк. 6: 43-44).
Подвиг мученичества или исповедничества – это подвиг святости, совершенства любви, самоотречение ради Христа. Но и это тоже начинается с малого. И в нашем современном мире Господь проверяет верность в малом, готовы ли мы исповедать Христа перед людьми неверующими, например? Господь говорит: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт в славе Отца Своего со святыми Ангелами.» (Мк. 8: 38). Люди неверующие могут смеяться над верующими, посещающими храм Божий, стремящимися к чистоте души, а не к удовольствиям этого мира. А если верующий боится перекреститься, прячет иконы от друзей, или поступает не по заповеди, чтобы не отличаться от других, то этим он проявляет своё малодушие. Господь говорит: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.» (Мф. 10: 32-33). Здесь требуется верность Христу в малом, взять крест ради Христа и Евангелия и терпеть насмешки, мысля духовно при этом, зная, что люди, терпящие насмешки за Христа, блаженны, за это их ожидает большая награда на небесах от Господа. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.» (Мф. 5: 11-12). «Взять крест свой — значит великодушно переносить те насмешки и поношения, которыми мир осыпает последователя Христова, те скорби и гонения, которыми грехолюбивый и слепотствующий мир преследует последователя Христова.» Святитель Игнатий Брянчанинов.
Верному христианину нужно использовать таланты, данные ему от Господа, во благо людям и своей душе. Например, можно каким-то своим умением, данным Богом, послужить ближним во Славу Божию. Таланты у всех разные. Например, Господь наделил Веселеила талантом работать руками, работать из золота, серебра меди, работать по дереву, резать камни, и он был назначен Богом, чтобы строить скинию собрания: «И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела;» (Исх. 31: 1-5). Это было именно то дело, на которое его назначил Бог. Ведь если человек работает и не может посвящать много времени специально служению ближним, то можно на своём рабочем месте проявлять во всём честность, добросовестность и милосердие к коллегам по работе и начальству. Милосердие – это свойство человеческого сердца, а Господь смотрит на сердце человеческое, как человек поступает в той или иной ситуации. Милосердие можно оказать самыми разными способами, не только делами, но и добрым словом, когда нужно, поддержкой, когда это необходимо, где-то проявить терпение, великодушие, простить обидчика, где-то проявить сострадание, откликнуться на чужую боль, проблему, где-то помочь нищему, смотря по ситуации. Вот наставления святого Иоанна Крестителя людям разных профессий, о том, как им спасаться: «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.» (Лк. 3: 10-14). В наше время нет таких подвигов, так как христиане в основном уже не те, ослабевает вера, увеличивается количество соблазнов, ослабевают духовные и физические силы, распространено такое явление, как теплохладность, но тот, кто и в таком мире старается жить по заповедям Божиим, жить честно, будет принят Господом, как вдова, которая принесла две лепты. Господь оценил этот её дар, сказав, что она больше всех положила в сокровищницу: «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё.» (Мк. 12: 41-44). Это говорит о том, что Господь смотрит на сердце наше, на сердечные намерения, более даже, чем на дела. «Бог особенно любит и помогает той душе, которая, имея от рождения не очень хорошие задатки, ревностно стремится на Небо, пытаясь оторваться от земли и подняться ввысь на своих немощных крыльях». Святой Паисий Святогорец. Посмотрите, какую награду Господь обещает верующим Лаодикийской Церкви, покаявшимся: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.» (Откр. 3: 21-22).
«Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».» (Мф. 25: 21).