"А. Н. Толстой в гостях у художника", Петр Кончаловский, 1940-41 гг. (Русский музей)
У Петра Петровича Кончаловского, продолжавшего традиции хлебосольного русского барства, был огромный круг друзей и приятелей, которых он с удовольствием возил в свое имение Бугры. Одним из таких друзей был автор знаменитого романа «Петр I» и трилогии «Хождение по мукам» Алексей Николаевич Толстой. В довоенное время писатель часто гостил в Буграх, жил там летом неделями. Разумеется, развлекались.
Друзья сидели за столом, ведя неспешные беседы, а иной раз и спорили до хрипоты, но никогда при этом не обижали друг друга. И всякие споры стихали, когда жена художника Ольга Васильевна садилась за рояль — Алексей Николаевич подпевал ей приятным баритоном.
Кончаловский же, как истинный художник, даром время на досуге не терял, а делал портретные зарисовки своего друга — потом они легли в основу знаменитого портрета, законченного в апреле 1941 года. Работали мастер и его модель в московской мастерской, но на картине передана атмосфера летних встреч в Буграх. Говорят, что критика обрушилась на художника за столь вольное изображение известного писателя, тем не менее, и Кончаловскому, и самому Толстому портрет очень нравился.
Огромное полотно Петра Кончаловского сражает наповал натурализмом (в хорошем смысле этого слова:))), чудесным юмором и какой-то особой притягательностью.
Есть анекдотичная история об этом портрете. Сперва живописец изобразил самого писателя, а потом перед ним на первом плане написал богатый натюрморт. Такое «Дополнение» к портрету было сделано без ведома Алексея Толстого. Когда он увидел готовое полотно, обомлел — уж не карикатура ли это на него? Но еще раз посмотрев на аппетитный натюрморт, хлопнул Кончаловского по плечу и сказал: «Это здорово! Поедем обедать!»
И действительно, возле этого полотна можно ходить долго, рассматривая детали, пока зверское чувство голода (о, великая сила искусства!) не прикажет: "сейчас же и немедленно, бежать в ближайший трактир!.