Найти в Дзене

Любовная символика в ювелирном искусстве

В эпоху барокко по новым морским путям из Индии и Южной Америки в Европу хлынули драгоценным потоком различные камни. Любовная символика в украшениях всё чаще стала воплощаться с помощью драгоценных камней, становясь всё более сложной и зашифрованной. Например, жемчуг был символом Венеры. Светлый и темный жемчуг символизировали, соответственно, темную и светлую страсть.

Браслет с изображением любовных трофеев. Золото, драгоценные камни. 1850-е.
Браслет с изображением любовных трофеев. Золото, драгоценные камни. 1850-е.

Галантный 18-й был настоящим расцветом любовной символики. Зашифрованность ушла в сторону - послание должно было быть понятным. Украшения пестрели голубками, амурами, сердцами и бантами. Важное место было отведено языку цветов. Кольца,броши и другие украшения делали в виде букета в корзине, при этом каждый цветок имел свой, определенный посыл. Такие драгоценные букетики прикрепляли к корсажу, шляпке, украшали ими прически.

Кольцо в виде букета. Середине 18-го в
Кольцо в виде букета. Середине 18-го в

Больше всего любили розы, часто с шипами и надписями. Цветы из камней передавали влюбленным скрытые послания: изумруд означал надежду, бриллиант - постоянство, ну а рубин олицетворял собой страсть.

Украшение для корсажа. 1760-е.
Украшение для корсажа. 1760-е.

Во второй половине 18-го века в моду вошли украшения из волос. Кроме всем известных медальонов, в которых хранили локоны, были также и кольца - хранители волос. Также из волос плели браслеты с инициалами любимых людей. В моду вошли браслеты из драгоценных камней, по первой букве названия этих камней складывались любовные послания. Впрочем, интерес к любовной символике понемногу угас, послания становились менее откровенными, завуалированными.

-4

Интерес к любовной символике с новой силой разгорелся в Викторианскую эпоху. Произошло это не случайно, ведь королева обожала своего мужа и постоянно делала ему подарки в знак своей привязанности. Дети и друзья королевы также получали подарки и мода на символику стала возрождаться сначала только в Англии, а затем и по всей Европе.

Тиара. 1815-й год.
Тиара. 1815-й год.

Язык цветов вновь стал невероятно популярным. Ювелир Эдуард Тессие изготовил для своей невесты украшение в виде букета, в котором каждому цветку соответствовала определенная добродетель. Обществу понравилась эта идея, и мода на драгоценные букеты стала повсеместной. Все имело своё значение, было важно как изображено растение - бутон или раскрывшийся цветок. Маргаритка означала невинность, роза символизировала Венеру, незабудка была символом любви в разлуке.

Кольцо с изображением сердца и незабудок. Первая половина 19-го века.
Кольцо с изображением сердца и незабудок. Первая половина 19-го века.

Кроме цветов были модными изображения змеи, кусающей свой хвост - знак вечной любви, лира - музыкальный инструмент Орфея, певца любви. Популярны были изображения бабочки - она символизировала высокие чувства.

Гребень. Черепаха, драгоценные камни. 1760-е.
Гребень. Черепаха, драгоценные камни. 1760-е.

Главной темой украшений в эпоху модерна были женщины и природа. Практически каждый ювелир того времени делал украшения в виде женской головы с развевающимися волосами, женщины превращались в стрекоз, бабочек и фантастических существ, в зависимости от фантазии мастера.

Брошь в виде банта. 1908 год.
Брошь в виде банта. 1908 год.

После Первой мировой войны любовная тематика на время была практически забыта. В моде был стиль ар-деко. В 30-е годы прошлого века любовная символика вновь вернулась в виде бантов, гирлянд. Украшения в виде сердец выпускали Картье, Тиффани и многие другие известные ювелирные компании. Броши в виде сердец, бриллиантовые листья и листья из рубинов соединялись в единую композицию, символизирующую союз двоих влюбленных.

Подвес сердце.
Подвес сердце.

После Второй мировой войны ювелиры вновь вспомнили про любовную и символику и теперь уже о ней не забывали. Впрочем, сейчас в ювелирном искусстве появились художники, предлагающие новое прочтение любовной символики, в том числе и с весьма откровенным подтекстом. Но это - уже совсем другая история.

Сальвадор Дали. Рубиновые губы. 1949-й год.
Сальвадор Дали. Рубиновые губы. 1949-й год.

Подписывайтесь на мой канал, впереди много интересного! У меня сейчас просто куча отличного материала, вот только со временем напряженка, пишу по возможности.

Всех приглашаю в телеграмм канал, присоединяйтесь!