Дерево как символ триединства мира
Сегодня мне хотелось бы продолжить тему природы в жизни славян и поговорить о деревьях.
С древнейших времен славяне с почтением относились ко всей растительной природе — сотворенное Родом свято! Род — Творец мира, прародитель богов, Единый, Сущий. Созданное Родом и сегодня несёт в себе его имя — РОДина, приРОДа, РОДители, РОДственники, РОДня. Наши предки представляли Рода в образе старика. Он восседал на троне, в руках держал Книгу Жизни. Славяне верили, что в этой книге прописана судьба каждого человека. Кстати, так появилась пословица: «Что на Роду написано, того не миновать».
Символ Рода — столетний дуб. В дереве различали три основные части: крона, ствол и корень. Древо дало понятие триединства мира: Прави, Яви и Нави. Каждой из частей дерева соответствовали живые существа. В верху, естественно, птицы, у ствола — олени, лоси и т.п.. Иногда здесь изображали человека и пчёл. У корней помещали лягушек, змей, рыб. В общем, на дереве размещалась вся картина мира.
Лекарство «от молнии»
Славяне считали, что в каждом дереве живет душа. К деревьям обращались за помощью и исцелением. В виде дара им приносили цветные ленточки, которые повязывали на ветви, при этом с деревом разговаривали и благодарили за оказанную помощь. Считалось, если прислониться к дереву, то оно заберет болезнь и беду. Чудесные свойства приписывали дереву, в которое попала молния. Кусочки такой древесины использовали в обрядах, лечились ими.
Появление знаковых систем
Дерево соотносили с человеком по внешним признакам: ствол дерева - туловище, ветки — руки или дети, сок дерева — кровь. Разделяли деревья на мужские и женские. У мужского дерева ветки растут вверх, а у женского — в стороны. С деревьями у славян было много поверий и обрядов. Вертикальную структуру Древа связывают с космологией, а горизонтальную — с магическими ритуалами. Изображали дерево с восемью ветвями, по четыре с каждой стороны. Соответствовало ему четыре главных цвета: красный, синий, чёрный и белый. Образы мира насаживали на ствол. Так появлялись знаковые системы, символы, слова и числа. Деревьям посвящали руны.
Священные деревья славян
Некоторым видам деревьев славяне оказывали особое почтение. Дубы, березы относились к священным деревьям. Такие деревья оберегали людей от бед и считались покровителями сел, домов, озер. Они охраняли от пожара и стихийных бедствий.
Береза
В северных районах Руси был культ берёзы. Берёза считалась женским деревом. Её наделяли качествами покровителя юных дев. Всем известно, что берёзе посвящен праздник. Это праздник Семик, ныне больше известен как Троица. О Семике у меня есть публикация: «А вы приготовились к зелёным святкам? Народные куклы Семик и Семичиха для счастливой семьи». Есть публикация о Троице: "А каков ваш суженый? Встречаем Троицу с народной куклой Троица." Ветви берёзы украшали ленточками, вокруг неё водили хороводы. Славяне соотносили плакучие берёзы, ветви которых свисали до земли, с лешими и русалками. Поэтому принято было писать на бересте различные бытовые прошения и оставлять на дереве в надежде на помощь лесного народца. Использовали бересту для любовных записок, на них назначали свидания.
Дуб
Дубу оказывали особое почтение. Славяне связывали дубовые рощи с именами Рода и Перуна. Перун стоял на защите Явного Мира от хаоса и теней. Существует легенда, в ней рассказывается о борьбе небесного бога с богом подземным. Подземный бог Черт — сущность, которая перешла черту, границу дозволенного. Когда Черт убегал от разгневанного Перуна, то спрятался в ветвях дерева. Громовержец Перун поразил противника вместе с деревом. Отсюда пошло поверье, что во время грозы нельзя стоять под деревом: Перун, преследуя Черта, может поразить и человека.
Дуб связывают с идеей Мирового Древа. Ведь он своей вершиной поднимается высоко над Ирием (древнее название рая), а корнями уходит в подземный океан.
Образ могучего дуба соотносят с волей богов, поэтому предки творили под ним суды. Молодежь приходила к крепкому дубу, чтобы занять сил и крепости духа.
Существуют различные обряды с дубом и березой, тождественно, как с мужчиной и женщиной.
Пентакль и запах, избавляющий от вины
Магической силой обладали и другие деревья. Каждому дереву можно посвятить отдельную статью, так оно интересно. Скажу лишь несколько слов о красной рябине и сосне.
Рябина
Красная рябина считалась мощной защитой от колдовства и неудач. Из неё вырезали талисманы и волшебные посохи. Интересно, что форма гроздьев рябины геометрически повторяет пентакль. А ведь пентакль - это символ гармонии, здоровья и сверхъестественных сил.
Свою любовь к рябине славяне выразили в народной кукле Рябинка. Славянская народная кукла Рябинка - оберег для дома, отгоняющий зло. Внутри у куклы рябиновая палочка. Внешней отличительной особенность куклы являются оранжевые тона одежды, поясок с оранжевыми кисточками и веточка рябины. Это связано с обережным значением дерева. Считалось, что рябина отводит сглаз, порчу, колдовство, не пускает в дом духов.
Сосна
Сосна использовалась во многих магических обрядах. Интересный факт, что запах сосны в доме по поверью избавляет от чувства вины. Хвойники сажали на перекрестке дорог для указания пути, ведь они стойкие к гниению и разложению. Как охранников высаживали вокруг погостов. Новогодняя сосна — языческий символ плодородия, бессмертия и долголетия.
Почему баба ягодка опять в 45?
Сведения о магических свойствах деревьев сохранились в славянской культуре в былинах, сказках, пословицах и поговорках, народных песнях. Славяне одушевляли о обожествляли деревья. Населяли их сказочным народом: духами деревьев, кикиморами, болотниками, лешими. В фольклоре неразрывно связывали растительную природу с человеческим естеством.
Вспомним хотя бы «Калинку-малинку». В этой песне сравнивается калина с замужней женщиной в возрасте, у которой уже есть дети и много забот. Муж восхищается своей женой и воспевает её состояние «малинки». Оказывается, с этим состоянием связывается известная нам поговорка: «В 45 баба ягодка опять». Число 45 непросто так здесь упоминается, оно имеет сакральный смысл. Это время, когда зрелость человека позволяет ему воспринимать и что очень важно, правильно осознавать основные истины жизни, глубинные уровни мироздания.
Тёмный и дремучий?
К лесу, да и любой густой растительности люди испытываю особые чувства и в современном мире.
В лесу сосуществует множество форм жизни, созданным Родом. Человек потерял первоначальную связь с природой, дистанцировался от неё. Поэтому неудивительно, что воспринимает лес как враждебную силу, считая его темным и дремучим. Но на самом деле «темным и дремучим» является сам челочек, забывший многомерность существования приРОДы.
Дерево в нашей генетической памяти заложено на бессознательном уровне. Некоторые психологи считают, что дети, которые часто рисуют деревья, изображают именно древо жизни. Интуитивно воспринимают его как древо рода, место встречи человека с Вселенной, символ всякого целого!
Изучение традиций наших предков поможет нам обрести заново связь с природой. Восстановить наши корни, а с ними и силу рода!