Прочёл книжку из дачной библиотеки "На "Витязе" к островам Тихого океана". Книга издана в 1959-м году Государственным Издательством Географической Литературы под рубрикой "Путешествия, приключения, фантастика". Как пишет автор Евгений Крепс, в книге "нет никакой фантастики и, к сожалению, никаких приключений". Насчёт фантастики соглашусь с автором, а насчёт приключений - нет. Такое путешествие уже грандиозное приключение.
"Витязь" много потрудился на благо советской и мировой науки. Трофейный немецкий корабль "Марс" постройки 1939-го года был отдан в распоряжение Института Океанологии АН СССР. В 1947-1948 годах судно было переоборудовано в научно-исследовательское и получило название "Витязь".
Статистика. С 1949-го года по 1979-й "Витязь" совершил 65 научно-исследовательских экспедиций, прошёл восемьсот тысяч морских миль . Из достижений - нашёл самое глубокое место в мировом океане - Марианскую впадину. Учёные на "Витязе" выловили, нашли и описали 1176 новых видов рыб, морских животных и растений.
Об одной из этих 65-ти экспедиций, а именно о 26-й, написана эта книга.
Маршрут корабля проходил от Владивостока к Новой Зеландии и обратно.
По пути корабль проплывал много остров. Крепс спокойно и часто использует слово "плывём", а не "идём". Очевидно в те времена не было заморочек, когда разговорная пошлость побеждала нормы языка. То есть, в книге на равных использованы глаголы "идёт" и "плывёт" по отношению к кораблям и лодкам.
"На берег высыпало много людей, мужчин и женщин. Жгли костры, ходили взад и вперёд. Мигал какой-то свет. Как нам потом объяснили, на островах принято давать световые сигналы-зайчики при помощи зеркала. Вероятно, им смертельно хотелось вступить в контакт с неизвестным судном, ждали, что с корабля придёт шлюпка. Так же смертельно нам хотелось увидеть близко, вступить в контакт с полинезийцами, узнать, как они живут. Но непреклонный наш капитан не счёл возможным послать на берег шлюпку".
Пандемия и санитарно-эпидемиологические нормы? Это первое, что приходит в голову в начале двадцатых годов двадцать первого века. На самом деле у капитана есть чёткий план, и капитан его придерживается.
Конечно в книге описан быт моряков и учёных во время похода. Мне, обывателю, интересней страны, в которых побывал автор-путешественник, и люди, с которыми он встречался.
После долгого пути корабль вошёл в бухту города Сува. Это архипелаг Фиджи. Там моряки и учёные пробыли достаточно долго, чтобы у автора хватило времени получить впечатления и описать в книге. Были встречи с бедными фермерами, с торговцами и с губернатором.
Вот одно из впечатлений о фиджийской жизни. Все объявления пишутся на трёх языках: английском, фиджийском и индийском. Индийцев завезли на Фиджи по тем же причинам, что и негров в Америку. Местное население не хотело работать на белых пришельцев. Правда, индийцев никто не привозил силком, в кандалах. Их нанимали на работу. Многие так и остались, осели на островах, а кто-то уехал на родину.
"Витязь" побывал в Новой Зеландии, в её столице Веллингтоне.
Путешествие продолжилось в Новой Каледонии.
В Новой Каледонии учёные сделали доклад в местном Французском Институте Океании.
Крепс пишет о своих встречах. Размышляет о месте Океании в мире, и о перспективах наших отношений (тогда СССР) с представителями островных государств и администрациями колоний.
Я прочёл книжку с интересом.
Через некоторое время после прочтения побывал в Калининграде. У причала Музея Истории Мирового Океана увидел "Витязя". Чуть ли не кинулся обнимать его, как родного.