Найти тему

ЕЗДРА 3: ЗАКЛАДКА ОСНОВАНИЯ ХРАМА

Оглавление

(Ездра 3)

Когда евреи покинули Вавилон, чтобы отправиться в Иудею, их главной целью было восстановить храм и воссоздать поклонение, как предписывает Закон. На пути к достижению этой цели будет немало препятствий и остановок, но, по крайней мере, как мы узнаём из главы 3, начало было успешно положено: были принесены жертвы Господу и заложено основание храма.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЖЕРТВЕННИКА И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ (3:1-7)

«Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы уже были в городах, тогда собрался народ, как один человек, в Иерусалиме. И встал Иисус, сын Иоседека, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафиила, и братья его, и соорудили они жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нём всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божьего. И поставили жертвенник на основании его, так как они были в страхе от иноземных народов; и стали возносить на нём всесожжения Господу, всесожжения утренние и вечерние. И совершили праздник кущей, как предписано, с ежедневным всесожжением в определённом числе, по уставу каждого дня. И после того совершали всесожжение постоянное, и в новомесячия, и во все праздники, посвящённые Господу, и добровольное приношение Господу от всякого усердствующего. С первого же дня седьмого месяца начали возносить всесожжения Господу. А храму Господнему ещё не было положено основание. И стали выдавать серебро каменотёсам и плотникам, и пищу и питьё, и масло ― сидонянам и тирянам, чтоб они доставляли кедровый лес с Ливана по морю в Яффу, с дозволения им Кира, царя персидского».

Отчёт о происходивших событиях начинается с того, что прибывшие в Иерусалим принесли все сожжения и совершили праздники, предписанные Законом.

Стих 1. Евреи вернулись в Иудею вместе с Зоровавелем. Они обосновались в Иерусалиме и в других поселениях и городах (2:70). Здесь они названы сынами Израилевыми или израильтянами. Под «Израилем» следует понимать «народ Божий», независимо от входящих в него колен. Кит Шовилл объяснил это так: «Большинство составляли представители колен Вениамина и Иуды, но учитывая царившее в народе ощущение второго исхода, идея возрождения была в духе всего Израиля».

В седьмой месяц еврейского календаря (месяц тишри, который припадает на сентябрь или октябрь), собрался народ в Иерусалиме. Это произошло спустя три месяца после их прибытия. Очевидно, они собрались на том месте, где раньше стоял храм Соломона. Фраза «как один человек» подчёркивает их общую цель. Они собрались там, чтобы принести жертвоприношения и совершить «праздник кущей» (3:4; см. Лев. 23:34-36). Этот праздник также известен, как праздник скиний или Суккот. Другими важными праздниками седьмого месяца были праздник труб (Лев. 23:24, 25; также известный как Рош ха-Шана, еврейский Новый год) и День искупления (Лев. 23:27-32; также известный как Йом Кипур).

Стих 2. Чтобы народ мог приносить жертвы (особенно жертвы всесожжения), им был необходим новый жертвенник взамен уничтоженного вавилонянами (см. 4 Цар. 25:8, 9; 2 Пар. 36:19). Первосвященником был Иисус, хотя в этом тексте он так не называется. Он и другие священники действовали вместе со светским правителем Зоровавелем и его помощниками. Они построили новый жертвенник на месте прежнего («на основании его»; 3:3).

Из текста следует, что евреи соорудили жертвенник в первый день месяца и в тот же день начали приносить жертвы (3:6). Каким образом оба утверждения могут быть истинными? Одно из возможных объяснений заключается в том, что еврейский текст стиха 2 следует перевести так: «И вот Иисус… и Зоровавель встали и соорудили жертвенник…». Другими словами, они какое-то время трудились над восстановлением жертвенника, завершив его к первому дню седьмого месяца, когда люди собрались в Иерусалиме. Другое объяснение заключается в том, что они быстро соорудили временный жертвенник из земли или из необтёсанных камней, как указано в Исх. 20:24, 25.

Знаменательно то, что целью собравшихся людей было возносить на нём всесожжения, как написано в законе Моисея. Некоторые критики Ветхого Завета утверждают что, вопреки очевидному учению Пятикнижия, закон Моисея был всё ещё в процессе формирования в период после вавилонского плена. Однако в этом отрывке Закон представлен как пришедший от Моисея, письменно зафиксированный (а не только в виде устной традиции), и обязательный для иудеев в шестом веке до н.э. К тому времени (около 537 г. до н.э.) иудеи уже жили, руководствуясь записанным Словом Божьем!

Стих 3. Соорудив жертвенник, иудеи стали возносить на нём всесожжения, «несмотря на то, что они боялись народов, которые были вокруг них» (Международное Библейское Общество). Иноземные народы ― это те, кто жили (и продолжали жить) на территории, которую сейчас заняли евреи. Они были потомками тех, кого ассирийцы привели в страну почти за двести лет до этого. Чужеземцы вступали в смешанные браки с израильтянами, оставшимися после депортации основной части населения северного царства (4 Цар. 17:24-41). Получившийся «народ» оказался и оставался враждебным Божьему народу. В Езд. 4:1 они названы «врагами Иуды и Вениамина».

Как связаны жертвоприношения иудеев с тем, что они были в страхе от этих врагов? Возможно, в тексте подразумевается их мужество: они совершали жертвоприношения, несмотря на свой страх. Их тревогу и опасения можно также интерпретировать как причину для жертвоприношений: они приносили жертвы, прося у Бога защиты от врагов. Посредством жертвенника они получали доступ в Божье присутствие, ибо Он обещал «там буду открываться сынам Израилевым» (Исх. 29:43).

Стихи 3-5. В этих стихах уточняется, какие жертвы приносили евреи: (1) всесожжения утренние и вечерние (3:3), что отвечало требованиям Закона о ежедневных всесожжениях (Исх. 29:38-42; Чис. 28:3-8); (2) всесожжения для праздника кущей (3:4), или «праздника шалашей» (Международное Библейское Общество), как предписано, с ежедневным всесожжением в определённом числе в течение восьми дней (Чис. 29:12-38); (3) всесожжения, предписанные в новомесячия, и во все праздники (3:5), а именно, ежемесячно (Чис. 28:11-15) и другие ежегодные праздники (Лев. 23:1-37; 2 Пар. 8:13); и (4) всесожжения, приносимые, как добровольное приношение Божьим народом (3:5; Чис. 29:39; Втор. 16:10).

Стих 6. Все эти всесожжения начали возносить с первого же дня седьмого месяца. Другими словами, в отрывке не просто сообщается факт установления жертвенника и принесения первых жертв; скорее, он указывает на то, что стало постоянно происходить, начиная с того дня: были возобновлены регулярные всесожжения.

Несмотря на то, что у евреев теперь был жертвенник, и они приносили предписанные жертвы, чего-то не хватало: не было храма. А храму Господнему ещё не было положено основание. И далее говорится о том, как люди приступили к решению этой проблемы.

Стих 7. В ходе подготовки к восстановлению храма, евреи наняли работников и договорились о поставках строительных материалов. Они платили каменотёсам и плотникам, которые непосредственно были заняты на стройке; и они давали и пищу, и питьё, и масло сидонянам и тирянам в обмен на кедровый лес с Ливана, который был необходим для строительства. Несколько аспектов восстановления храма напоминали строительство храма Соломона. (1) До начала строительных работ были заготовлены необходимые материалы (2:68, 69; 1 Пар. 22). (2) Тир и Сидон поставляли лес для храма (3:7; 3 Цар. 5; 2 Пар. 2). (3) Закладка основания началась в тот же месяц, когда Соломон начал работы над первым храмом (3:8; 3 Цар.6:1; 2 Пар. 3:1, 2). (4) Ликование людей, когда положили основание храму, было подобно ликованию, когда был построен первый храм, и ковчег завета был принесён в Иерусалим (3:10, 11; 3 Цар. 8; 2 Пар. 5). (5) Завершение строительства храма отмечалось принесением жертв (6:14-18; 3 Цар. 8:62-66; 2 Пар. 7:1-11).

В тексте подчёркивается, что все действия евреев происходили с разрешения Кира, царя персидского. Это было необходимо из-за противления, с которым столкнулись евреи, и о котором в дальнейшем писал автор.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА НАЧАЛОСЬ, И БЫЛО ПОЛОЖЕНО ОСНОВАНИЕ (3:8-13)

«Во второй год по приходе своём к дому Божьему в Иерусалим, во второй месяц, Зоровавель, сын Салафиила, и Иисус, сын Иоседека, и прочие братья их, священники и левиты, и все пришедшие из плена в Иерусалим положили начало и поставили левитов от двадцати лет и выше для надзора за работами при доме Господнем. И стали Иисус, сыновья его и братья его, Кадмиил и сыновья его, сыновья Иуды, как один человек, для надзора за производителями работ в доме Божием, а также и сыновья Хенадада, сыновья их и братья их, левиты. Когда строители положили основание храму Господнему, тогда поставили священников в облачении их, с трубами и левитов, сыновей Асафа, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь: “Хвалите и славьте Господа, ибо благ, ибо вовек милость Его к Израилю”. И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господнего. Впрочем, многие из священников, и левитов, и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма перед глазами их плакали громко, но многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ отличить восклицаний радости от воплей плача народного, потому что народ восклицал громко, и голос слышен был далеко».

Стих 8. Фактические работы по восстановлению начались во второй месяц, во второй год. «Второй месяц» ― зив (ияр) соответствует апрелю или маю. Если евреи прибыли в землю обетованную весной 537 г до н.э., то второй год ― это весна 536. Почему потребовалось полгода, чтобы начать работы над храмом, если освящение жертвенника произошло в «седьмой месяц» (3:1-3)? Вероятно, промедление объясняется необходимостью собрать строительные материалы. Ведь лес для храма должен был проделать путь из Ливана через Яффу (3:7).

В начале строительства храма руководство еврейским народом осуществляли Зоровавель (светский правитель) и Иисус (первосвященник). В 5:16 закладка основания храма признаётся заслугой Шешбацара, а не Зоровавеля. Среди возможных объяснений такого явного противоречия, Джейкоб Майерс предположил, что Шешбацар (который был старше) был номинальным главой, а Зоровавель (средних лет) непосредственно занимался делами Иудеи.

Кроме того, Зоровавель и Иисус, братья их, священники и левиты, и другие пришедшие из Вавилона положили начало строительству храма. Левиты от двадцати лет и выше были назначены для надзора за работами при доме Господнем. Возраст, в котором левиты начинали своё служение, менялся в разное время израильской истории в зависимости от характера их работы и от количества имеющихся левитов. Для транспортировки священных сосудов во время странствий по пустыне возраст составлял «тридцать» лет (Чис. 4:3), для обычного служения в скинии ― «двадцать пять» (Чис. 8:24), а в более поздние времена ― «двадцать» (3:8; 1 Пар. 23:24; 2 Пар. 31:17).

Стих 9. Руководить и наблюдать за восстановительными работами помогали священники из семей Иисуса, Кадмиила и Хенадада. Конечно, сложно разобраться с этими именами, и тем, как они могут быть связаны с другими списками. В Международном Библейском Обществе сказано: «Иисус со своими сыновьями и братьями и Кадмиил со своими сыновьями (потомками Годавия), и сыновья Хенадада со своими сыновьями и братьями». В Восстановительном Переводе читаем: «Иисус, его сыновья и его братья… с Кадмиилом и его сыновьями, сыновьями Иуды, и с сыновьями Хенадада и их сыновьями и их братьями». То, что следует читать «Годавия» вместо «Иуда» (имена, одинаково звучащие на еврейском языке) подтверждается Неем. 7:43. Как бы ни были связаны между собой эти люди, текст делает акцент на том, что они стали как один для работы.

Стихи 10, 11. Окончание закладки основания храму отмечалось всеобщим прославлением Бога. Начали восхваления священники в облачении их, с трубами и левиты с кимвалами. В частности, эти храмовые певцы называются сыновьями Асафа. Они славили Господа по уставу Давида, царя Израилева. Давид приказал «начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями, и цитрами, и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радости» (1 Пар. 15:16; см. 2 Пар. 29:25, 26).

И начали они попеременно петь: «Хвалите и славьте Господа, ибо благ, ибо вовек милость Его к Израилю». («Они пели попеременно, возвеличивая и благодаря Господа», Международное Библейское Общество; «И они пели друг другу в хвале и в благодарении Иегове», Восстановительный Перевод). Фраза «попеременно петь» ― наводит на мысль о том, что они пели антифонно: когда попеременно звучат два хора, или солисту-священнику вторят певцы; или же использовалось какое-то другое антифонное пение. И весь народ восклицал громогласно, славя Господа. Они произносили хорошо известные слова: «Ибо благ, ибо вовек милость Его к Израилю» (см. Пс. 135).

Стихи 12, 13. Впрочем, многие из священников, и левитов, и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, плакали при основании нового храма. Храм Соломона во всём золоте и великолепии, должно быть, был одним из чудес древнего мира. Позже Аггей и Захария писали о разочаровании, которое вызывал у людей храм, который они строили (Агг. 2:1-9; Зах. 4:9, 10).

В одно и то же время одни плакали, другие восклицали от радости громогласно, и сторонний наблюдатель не мог отличить восклицаний радости от воплей плача народного. Однако большинство всё же радовались и ликовали: голос радости слышен был далеко!

Некоторые комментаторы предполагают, что в этом отрывке идёт речь о событиях в правление Дария, около 520 г. до н.э., а не о закладке основания в 536 г. до н.э. Однако, по мнению Майерса, тот факт, что многие старики помнили первый храм, разрушенный в 586 г. до н.э., свидетельствует в пользу более ранней даты. В 520 г. до н.э. их было бы гораздо меньше (см. Агг. 2:3).

Церковь Христа