История старца Сампсона Сиверса – это довольно неоднозначный момент в Православной Церкви прошлого столетия. Известно, что это было время жестоких гонений на верующих, многих убивали или отправляли в ссылку.
Однако это не имеет никакого отношения к тому учению, которое нес этот иеромонах. У него было довольно много последователей и духовных чад, но если почитать его письма и ответы на вопросы, то невольно закрадывается подозрение: здесь явно что-то не так. Более того, в некоторых моментах вообще возникает мысль, что данный пастырь давно и прочно пребывал в духовной прелести, только никто этого не видел и не понимал.
Впрочем, грех осуждать его современников: они мало что смыслили в православии. Служение иеромонаха Сампсона пришлось на хрущевскую и брежневскую эпохи, когда атеизм процветал полным ходом. Естественно, христиане тех лет были весьма своеобразными верующими, уж точно не похожими на современных.
В чем же заключается подвох?
Этот человек умудрялся совмещать аскетизм с мистицизмом, мастерски внедряя в сознание своих последователей навязчивую мысль об Иисусовой молитве. Если внимательно изучить Устав, то данным деланием имеют право заниматься лишь монахи. Но большинство духовных чад старца были мирянами. Более того, они были женщинами, причем довольно молодыми. Невольно возникает вопрос: для чего им это было нужно?
Также его рассуждения о бытовых вещах совершенно выходят за рамки христианства и обычной воспитанности. Он осуждает состоящих в браке, призывает всех непременно сохранять девственность, проводит исповеди на манер допросов с пристрастием, а чада рассказывают ему любую мелочь (как взяли яблоко, как потягивались после сна, как сшили домашние платья до пят). Все это, естественно, подозрительно и весьма далеко отстоит от истинного православия с его любовью, пониманием, снисходительностью и уважением права на частную жизнь.
Никакой духовностью здесь даже и не пахнет.
Иеромонах Сампсон – это очередной лжестарец. Его даже пытались канонизировать, благо Патриархат изучил все данные и отказал в этом.
Более того, книги с его проповедями, поучениями и письмами печатались сами по себе, под гром «по благословению Святейшего Патриарха Алексия». Вот только он никого и ни на что не благословлял. Это опять-таки наводит на мысль, что данный «старец» создал вокруг себя некую пародию на секту, а вовсе не являлся истинным пастырем, духовником и священнослужителем.