Найти тему
Заметки Моргора

«Калинов мост» – славянское постапокалиптическое фэнтези

Всем доброго времени суток, уважаемые читатели и подписчики! Как могли убедиться те, кто регулярно заглядывает к нам на огонёк, контент на канале разнообразный: мы и о богах рассуждаем, и фотографиями любуемся, и спекуляции на тему славянской мифологии критикуем, и кинофильмы обозреваем.

Нынче решил я затеять разговор и о литературе. Точнее – о так называемом славянском фэнтези. Ну, Вы знаете, главный герой попадает в некий параллельный мир (или изначально в нём рождается), всюду магия, чудища, клинки, честь и отвага... Жанр по-своему популярный, немало авторов посвятили своё творчество именно ему, ну а особенно меня, конечно же, интересуют подобные произведения в сеттинге славянской мифологии. Потому, подумалось мне, неплохо было бы и обзоры сего чтива добавить в наши заметки.

С какой же книги начать? Пожалуй, с той, которую я прочитал на момент написания данной статьи последней. Что символично, узнал о её существовании я, когда работал над заметками о Симаргле опять же для сего канала.

Обложка обозреваемой книги
Обложка обозреваемой книги

Итак, «Калинов мост» Владимира Ильича Клименко...

Главного героя зовут Млый, он живёт на правах воспитанника и приёмного сына у славянского бога Рода. Действие, однако, разворачивается не в каком-нибудь сказочном царстве-государстве другого мира, а в нашем с Вами будущем, каким его видит автор. Тут и там зашкаливает радиация, человечество истерзало собственную планету в войнах и добыче ресурсов, деградировало и порядком выродилось, мутировало. В общем, постапокалипсис...

В сию тяжкую годину вернулись на Землю языческие боги (не только славянские, вскользь упоминается, что по соседству также обосновались и представители скандинавского пантеона), покачали головами и решили взять шефство над остатками людей, которые, называясь теперь Другими, ютятся, болезные, облучённые, уродливые, в маленьких деревеньках. Параллельно открывается проход в потусторонний мир Навь, откуда – будто бы мало случившегося светопреставления и намутировавшей местной фауны! – хлынула покуражиться всяческая нечисть.

Несёт дозорную службу Свентовит, объезжая на своём коне Степь (локацию, где базируются славянские боги), занимается хозяйством Велес, обходит с гостинцами поселения Других Род, воюет с грифонами крылатый пёс Симаргл – в общем, у каждого небожителя есть своё занятие. Мокоша представлена божеством мужского пола, весьма экстравагантным, хотя и не раскрытым, которое зачем-то рядится в женскую одёжку, Ярила здесь – пьяница и бабник, а ещё к сонму славянских богов отнесли некого Раха, произведённого автором в чин божества огня.

В общем, обустраивали потихоньку старые боги новый мир (собственно, покинутый ими по причине того, что люди пренебрегли их мудрыми наставлениями и пошли себе развиваться по пути потенциально опасных технологий) и внезапно обнаружили ребёнка в маленьком космическом корабле – главного героя, Млыя (которого родители назвали Андреем).

Млыя катапультировали на Землю из космоса, генетическим уродствам он не подвергся – словом, этакий осколок былого человечества. Мальца взял к себе Род – учил всему необходимому помаленьку, в гости к ним захаживали прочие небожители, и паренёк считал себя подобным им.

Вырос паренёк в юношу – не сказать, чтоб умного да разумного, скорее гордого да с непомерным самомнением. Сходил к космическому кораблю, узнал, откуда взялся, а после понял, что боги – это всё-таки боги, а не соплеменники. Потянуло к себе подобным, но не к степнякам-Другим.

Со Степью на страницах произведения соседствует город, и живут там куда более продвинутые в техническом отношении люди-человеки, к тому же, как и Млый-Андрей, без врождённых телесных уродств. К ним-то главного героя и потянуло.

В городе кипит война: население, в основном, милитаризованное, аборигены бегают в камуфляже и с огнестрельным оружием, делятся на противоборствующие группировки, а тут ещё объявились некие Отшельники (читай: вампиры), которые делают из них килотов (читай: зомби). Боги в сию локацию не захаживают (не терпят технологически развитого общества), разве что Свентовит когда-никогда приблизится к стенам, да и то откроют по нему немедля огонь на поражение.

Долго ли коротко ли (бегу я по сюжету галопом, книга не тоненькая), Млый таки втирается в городской социум, получив кличку Язычник. Узнаёт, почему среди горожан почти нет мутантов (детей с уродствами просто выбраковывают, если мутации не сообщают им высокого интеллекта, что тоже изредка случается), временно попадает под каблук к местной роковой женщине-солдату (отнюдь не самого тяжёлого поведения), параллельно находит себе объект для куда более платонических чувств, заводит дружбу с местным профессором и прочее, прочее, прочее...

Богов горожане считают некими супермутантами, разыгрывающими языческий пантеон, а, в частности, Свентовита – и вовсе биологическим аппаратом для уничтожения живой силы противника.

Ситуация в городе стремительно ухудшается. Силы горожан теснят Отшельники, считающие себя новым витком эволюции, пьющие кровь и штампующие зомби-килотов. Млый (во-первых, на Родовых харчах он отъелся в физически крепкого дуболома, во-вторых, у него открылись кое-какие сверхспособности) становится этаким элитным бойцом и вынашивает план пробраться в тыл к Отшельникам и потолковать с их лидером Бароном Субботой. Почему главный кровосос так называется, автор не объясняет, но я-то ещё в школе читывал, что Барон Суббота – сущность из религии вуду, связанная со смертью.

На счастье Млыя, у горожан содержится чудом пленённый Отшельник. Наш герой вступает с ним в переговоры и, развесив уши, помогает тому бежать (по пути кровопийца подкрепляется случившимся на пути бойцом) и скрывается вместе с кровопийцей, заслужив клеймо предателя.

В лагере Отшельников парня увещевают перейти на тёмную сторону, тот отказывается, а в бою супротив Барона Субботы ничего-то он противопоставить не может. Кое-как перехитрив главвампира, Млый бежит обратно к горожанам. Как к нему теперь там относятся – понятно...

Последняя надежда – космический корабль, в котором некогда нашёл мальца Род. Судно хоть и небольшое, но снабжено нехилым вооружением. Из последних резервов формируется отряд, в составе которого Млый отправляется за городскую черту.

До корабля отряд так и не добирается, но на помощь своему воспитаннику приходит Род.

Собрав богов, он выдвигается в поход на город, который к тому моменту окончательно пал и представляет собой обитель Отшельников. Род запечатывает город – теперь он вне времени и пространства, но, как нам дают понять во второй части, у Отшельников остаётся лазейка в Навь.

Вторая часть... Сугубо моё лично мнение: она ни о чём. Абсолютно.

Начинается она с того, что к женившемуся Млыю приезжает Род. Свентовит впал в зачарованный сон ввиду козней Марены, управляющей Навью, и нужно хотя бы оттащить тело божества в безопасное место, что и намереваются сделать Род и Млый.

И тут нужно немножко остановиться на образе Млыя. Вот он, вроде бы, мудрыми богами воспитан, уже не юнец мокроносый, а вполне себе зрелый, казалось бы, мужчина, воин, рубака и т. д. и т. п. А поступает всегда по принципу: на улице мороз сорок градусов – мама сказала, на улицу без шапки не выходить – сбегу из дома без шапки – отморожу уши, буду кусать кулаки, что не послушался – пойму, что мама была права – когда следующей зимой мама скажет надеть шарф, убегу без оного и нараспашку, дабы показать, что я уже не такой хилый, как раньше. Доверь такому деятелю красную кнопку – непременно нажмёт либо чтобы ядерным взрывом полюбоваться, либо чтобы продемонстрировать: не слабо ему.

Нашим героям встречается Усыня (в контексте обозреваемого произведения он выполняет в Нави те же функции, что и Свентовит в Яви), и Млыю всенепременно нужно показать, что он сильнее, ловчее, да ещё и лучше обращается с мечом. В итоге, пустившись в погоню, несмотря на окрики Рода, парень оказывается в Нави и не может вернуться обратно тем же путём.

Начинается этакая «Алиса в Стране Чудес и в Зазеркалье» в антураже кабинетной мифологии. Автор пытается развлечь читателя парадоксами времени и пространства, а большинство персонажей появляются только лишь затем, чтобы показать познания писателя из области какого-нибудь не очень толкового мифологического словаря и налить в общий объём книги побольше «воды». С потусторонним пантеоном нас почти не знакомят – так, обозначают его пунктирной линией.

Немного занятным вышло испытание Млыя «себе подобными»: под конец повествования он угодил в город-иллюзию, но окончательно «убило» вот что... Главный герой прикарманил яйцо птицы Стах, в котором заключено само время – один день. Можно грохнуть сие яичко и прожить какой-нибудь уже прожитый день заместо текущего. Провожатый объясняет, что воспользоваться данной штукой – плохая затея, а главгерой, конечно, то и дело задумывается вернуться в прошлое и просто провести время у жены под тёплым боком. Понимаешь, конечно, что наш дурачок попадёт в очередной просак с яйцом Стаха, к этому всё идёт, всё нагнетается, а потом... автор просто забывает про сию сюжетную развилку, всё, тема закрыта, будто бы нет и не было никакого временного яичка у Млыя в кармане.

Вердикт

Оценивать я буду по пятибалльной шкале, от ноля включительно до пяти, где ноль баллов означает, что книга не произвела никакого впечатления, не вызвала положительных эмоций, не побудила к размышлениям, не нашла позитивного эмоционального отклика, один балл – есть один элемент, который хочется отметить, ну а дальше – классическая схема: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Также оставляю за собой право пользоваться плюсами и минусами.

«Калинову мосту» Владимира Клименко я ставлю три балла.

Реальные познания автора в славянской мифологии (по крайней мере, на момент написания обозреваемой книги) малы, но первую часть данного произведения я прочитал не без интереса (хоть там и клише, и сюжетные штампы встречаются). Иногда хромает логика, а мотивация главгероя по типу «суну пальцы в розетку, потому что Род запретил» раздражает – не выжил бы, как мне кажется, такой обалдуй в суровом мире постапокалипсиса... Но вторая часть – это просто абзац и финиш, не будь её, я бы добавил к тройке плюсик.

Почитать, в общем, можно, неплохой способ скоротать время и скрасить досуг, но настольной книгой «Калинов мост» вряд ли у кого станет. Лично я скорее всего никогда не стану перечитывать сие произведение.