Найти тему
Музей Оранэлы

Крупнейший недостроенный канал Санкт-Петербурга времен Петра I

Оглавление

О том, что Петр I был одержим просто маниакальной страстью к созданию каналов и перекройки всей гидросистемы дельты реки Невы, мы как-то рассказывали. Пошло это, конечно, от амстердамских впечатлений царя.

Амстердам произвел на Петра I решающее впечатление
Амстердам произвел на Петра I решающее впечатление

Он так и говорил:

«Если Бог продлит жизнь и здравие, Петербург будет другой Амстердам».

Причем «другой» в значении «лучше», город, который затмит Амстердам.

Были и практические соображения. До появления железных дорог водный транспорт по эффективности на порядок превосходил гужевой. Поэтому и европейские города, и европейский континент в целом к 18-му веку были пронизаны искусственными водными артериями.

Аудиогиды по Санкт-Петербургу, Выборгу, Гатчине, Кронштадту, Петергофу, Царскому селу и для поездки на "Сапсане"

Амбициозные проекты каналов появлялись в Петербурге и после смерти Петра I. При четырех правителях: Екатерине II, Павле I, Александре I и Николае I строится Обводный канал. А в последние годы сталинской эпохи задумывается мегапроект Южного обводного канала.

Но самым значительным недостроенным каналом, задуманным Петром в Санкт-Петербурге был тот, о котором сегодня мало кто знает. А ведь от него остались даже следы

Мечта о Морском канале

Петр I «прорубив» окно в Европу сталкивается с серьезной проблемой. Окно оказывается «форточкой». Финский залив и так неглубокий, а в Неву могут зайти суда с осадкой не более 2,5 м. Посему заморские гости доходят только до Кронштадта, где при Петре I и складывается морской порт.

Но порт должен быть в самом Петербурге! К тому же торговые пути в новой столице не заканчиваются. Торговцы ходят идти дальше – через Неву и Ладогу «в греки» и «в персы». А как сделать так, чтобы до судоходной части Невы могли добраться суда? Прорыть канал от Кронштадта до Петербурга!

А. П. Боголюбов. Открытие Петербургского морского канала в 1886 году
А. П. Боголюбов. Открытие Петербургского морского канала в 1886 году

Да, сейчас существует так называемый Морской канал от Кронштадта до Морского порта на Гутуевском острове. Но он построен «тщанием и на средства» Николая Ивановича Путилова к 1885 году и представляет собой специально углубленное и обустроенное дно.

Строительство канала под водой в то время было слишком сложным. Петр I задумывает другое. Провести канал от Петергофа по берегу Финского залива, вдоль Петергофской дороги, через его резиденцию Стрельну – до Фонтанки и там уже развивать порт.

Примерная трасса Морского канала, задуманного Петром I. Пунктиром показан современный Морской канал.
Примерная трасса Морского канала, задуманного Петром I. Пунктиром показан современный Морской канал.

Где Петр I видел порт – сказать трудно. Скорее всего там, где он сложился сейчас – в районе Гутуевского острова. Ровно сюда ведет петровская першпектива Санкт-Петербург – Москва.

Итак, как должен был проходить канал, нам рассказывает книга С.Б. Горбатенко «Петергофская дорога»:

Вероятно, в 1715 г. возник проект прокладки канала по берегу залива от «приморского двора» священника Иоанна Хрисанфовича Битки до Стрельны, где в то время развернулось строительство главной государственной резиденции. В строительстве участвовали венецианские инженеры-гидравлики под руководством Д. Алимари; они же, несомненно, занимались проектированием вышеупомянутого канала.

Трасса канала

Есть в работе Сергея Борисовича и подробная карта проекта канала.

-4

Еще одна карта, которую можно найти на сайте ligovo-spb.ru, показывает восточную часть канала.

Проект канала и план Петергофской дороги. Для ориентира показано пересечение современного пр. Стачек с Красненькой речкой (у кладбища)
Проект канала и план Петергофской дороги. Для ориентира показано пересечение современного пр. Стачек с Красненькой речкой (у кладбища)

Как видим канал начинается в Петергофе и идет между берегом и Петергофской дорогой (современное Петергофское и Санкт-Петербургское шоссе). Его длина должна была составить 25 километров. Это примерно столько же, сколько у самого длинного канала, построенного при Петре I – Лиговского. Но тот был гораздо меньше, поскольку проектировался как водовод, а не судоходный канал.

Самая примечательная деталь этого мега-канала: он должен был проходить через Нижний парк Стрельнинского (Константиновского) дворца, задуманного как главная резиденция России.

Ось канала на карте 1915 года
Ось канала на карте 1915 года

Строительство канала началось при Петре. Как указывает С.Б. Горбатенко, незадолго до того, как отправиться во второе заграничное путешествие, 5 января 1716 г., Петр I оставил А.Д. Меншикову «меморию» с перечнем работ, которые было необходимо произвести в его отсутствие. Перечень включал следующий пункт:

«Где быть каналу от крисанфова двора до Стрелиной чтоб нынешним летом оное вымереть сколько будет слюзов и протчий анштальт (нем. Anstalt — меры, приготовления) к тому делу дабы в удобное потом время остановки не было»

До какой степени канал был прорыт, сказать уже трудно. Активное его строительство началось в 1722 году выдающимся инженером Бурхардом Минихом. В 1730-е годы он построит канал вдоль берега Ладоги длиной 117 километров (сейчас это Староладожский канал). Однако строительство канала от Петергофа до Петербурга после смерти Петра Великого будет заброшено, как и многие другие его славные начинания.

Но что удивительно. Часть этого канала-призрака сохранилась!

Следы канала

Канал по проекту начинался в Петергофе и тут всё просто. Эффектный канал ведущий к знаменитом дворцу так и называется - Морской. Появился он еще во времена Петра I.

Морской канал Петергофа (фото Алексей Павлов)
Морской канал Петергофа (фото Алексей Павлов)

Далее канал должен был повернуть вдоль берега и направиться к Стрельне. Мы уже знаем, что отрезок канала должен был проходить прямо через его Стрельнинскую резиденцию. Это поперечный канал Константиновского парка. И тут как в лишний раз не восхититься грандиозностью замысла Петра и его безудержной фантазии. Он хотел, чтобы крупнотоннажные суда проходили мимо окон его дворца!

Канал в парке с перекрестком в виде острова сохраняется и поныне, даже был приведен в порядок при последней реставрации.

В районе Троице-Сергиевой пустыни сохранилось и заброшенное русло того самого канала. Его видно на спутниковом снимке.

Ось канала на Яндекс.Карте
Ось канала на Яндекс.Карте

Ну а желающие могут совершить небольшое путешествие. За домом №1 по Санкт-Петербургскому шоссе следует спуститься в СНТ «Макаровец».

Санкт-Петербургское шоссе, 1 - ориентир для входа в СНТ "Макаровец"
Санкт-Петербургское шоссе, 1 - ориентир для входа в СНТ "Макаровец"

Оно само по себе интересно, поскольку складывалось изначально стихийно. В итоге представляет нечто среднее между «нахаловкой» и благополучными дачными городками 70-х – 80-х.

Домики "Макаровца" очень своеобразны и напоминают сказку про Чипполино
Домики "Макаровца" очень своеобразны и напоминают сказку про Чипполино

На перекрестке Центральной и 5-й Макаровской улицы – пожарный водоем. Это след от петровского канала.

Пожарный пруд - след петровского канала
Пожарный пруд - след петровского канала

Вдоль 4-й Макаровской улицы тянется заросшая и непроходимая выемка, которая заканчивается еще одним прудом.

-12

Это второй след от начатой циклопической стройки.

Линия, соединяющая эти два прудика точно выходит на поперечный канал Стрельнинской резиденции.

Положение прудов на Яндекс.Картах
Положение прудов на Яндекс.Картах

Интересно, что ось канала слева является границей охраняемой зоны Константиновского дворца.

Слева заброшенное русло канала - граница охраняемой зоны. Дальше мы не пойдем :)
Слева заброшенное русло канала - граница охраняемой зоны. Дальше мы не пойдем :)

Да... Недаром Александр Блок называл Стрельну "заколдованной страной".

Проспект Стачек – тоже след канала

Своеобразным следом этого мега-проекта можно считать и ... участок проспекта Стачек от Нарвских ворот до Автово.

Проспект Стачек между Нарвскими воротами и Автово – ось задуманного Петром I Морского канала
Проспект Стачек между Нарвскими воротами и Автово – ось задуманного Петром I Морского канала

Дело в том, что при Петре I здесь дороги не было, поскольку земля входила в Екатерингофское имение. Петергофская дорога заканчивалась в Автово.

На карте 1734 года видно, что Петергофская дорога не доходит до Петербурга и заканчивается в районе современного Автово
На карте 1734 года видно, что Петергофская дорога не доходит до Петербурга и заканчивается в районе современного Автово

Но через Екатерингофские владения тоже должен был проходить Морской канал. Конечная его цель – Фонтанка, по которой проходил главный транзитный фарватер через Петербург. Это хорошо видно на карте, которую приводит С.Б. Горбатенко (это продолжение одной из карт, приведенных выше).

-17

Вероятно, при начале строительства канала еще при Петре I здесь прорубили просеку.

При Елизавете Петровне просека непостроенного канала превратилась в дорогу. А при Екатерине Великой здесь появились дачи и отрезок стал частью Петергофской дороги.

Дудергофский коллектор – замысел Петра I?

Ну и напоследок еще один петровский артефакт. Петр I намеревался устроить и еще один канал от Стрельны до Петергофа «по прешпективной дороге... в котором можно бы было ездить на маленьких яхтах и шлюпках по галанскому маниру с лошадьми...», то есть на конной тяге.

Дудергофский канал (коллектор) странным образом воплощает идею о "галанском" канале вдоль дороги.
Дудергофский канал (коллектор) странным образом воплощает идею о "галанском" канале вдоль дороги.

Этот проект, конечно, тоже остался не осуществленным. Но своеобразной реинкарнацией идеи строительства канала вдоль дороги стал Дудергофский коллектор, построенный в конце 1970-х годов.

Замысел Петра, возможно, был еще более грандиозным. Бурхард Миних, который и должен был реализовать все идеи русского императора писал:

«Одним словом, чтобы от Кронштадта до Ладоги на реке Волхове... все пространство в 220 верст было покрыто городами, замками, дворцами, увеселительными и загородными домами, садами, парками и др.».

Но об этом уже в другой раз.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях Северной столицы вплоть до Москвы и Севастополя.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами