На первый взгляд Бассейная - самая обычная улица в Московском районе. Слегка ломаясь, она тянется от Кубинской улицы, пересекая Новоизмайловский и Московский проспект, огибая с юга Парк Победы, упирается в Витебскую железную дорогу.
Кстати, здесь она не заканчивается - за железной дорогой проходит улица имени братского финского города Турку (название дано в 1974 году, а раньше она тоже была Бассейной). Здесь улица становится расточительно широкой, пересекает не менее братские Бухарестскую, Будапештскую, Пражскую и улицы и, наконец, на Софийской силы ее заканчиваются.
Ну да, все знают про Рассеянного с улицы Бассейной. Персонаж кстати сам по себе довольно загадочный, Маршак говорил, что его прототипом был известный профессор Иван Каблуков, а знакомые писателя говорили, что Рассеянный – это никто иной как сам Самуил Яковлевич.
Но самое интересное для того, кто интересуется историей Петербурга, в знаменитом стихотворении, это то, что такой улицы … не было, когда в 1930-м году вышла книга Самуила Маршака. И улица эта связана с двумя масштабными и неудачными гидрологическими проектами.
До 1922 Бассейной называлась современная улица Некрасова, одна из старейших улиц в городе, название она получила в 1739 году. Она вела от Литейного проспекта к двум бассейнам в районе нынешнего Лиговского проспекта. Лиговка тогда была совсем не проспектом, а каналом, наполнявшим фонтаны Летнего сада. А из Лиговских бассейнов вода по трубам поступала уже к фонтанам.
Для чего же был прокопан Лиговский канал? Его длина - 23 км, это всего в три раза меньше длины Невы! Начинался он от Дудергофского озера и тянулся вплоть до того самого дома Некрасова. Трудно себе представить, что этот титанический труд (а строился он, когда и города практически не было в 1718-21 гг.) проделан только для того, чтобы создать водоем с уровнем воды на несколько метров больше чем в Неве.
Позже при строительстве Обводного канала был создан специальный мост-акведук, по которому лиговская вода проносилась над невской. И все это только для того… чтобы питать фонтаны в Летнем саду, которые на радость Петру были созданы 20-х годах XVIII в.
Правда, прорытый канал служил и для снабжения водой (хотя дудергофская вода была не лучше невской), и в качестве оборонительного сооружения - как восточная граница города. В 1777 году после сильнейшего наводнения фонтаны безвозвратно погибли, а с ним и началось умирание канала, который постепенно превращался в гигантскую канализацию. Его в несколько этапов закопали, сейчас оставшийся небольшой участок выведен в р. Красненькую.
В 1922 году Бассейную переименовали в улицу Некрасова. Страдавший за жизнь простого народа поэт 20 лет прожил в просторной квартире на углу Литейного проспекта и улицы имени себя (теперь там дом-музей).
Улица Бассейная исчезла из официальной питерской топонимики на сорок с лишним лет. Однако в народе ее продолжали так называть, что и подтверждается стихотворением Маршака, написанным в 1920е годы.
Новая Бассейная улица появилась в 1954 году. Она прошла вдоль спроектированного канала, который должен был соединить Неву с Финским заливом. Южный обводный канал - один из проектов, которому не суждено было сбыться.
Как всякий великий проект, Южный обводный канал породил свои артефакты. Например на пересечении с Московским проектом стоит здание с башенкой (Московский пр., 190, здесь провел детские годы В.Цой). По замыслу архитекторов оно должны были украсить по-питерски эффектный перекресток сухопутной магистрали с водной.
Причем эффект этого чисто московского здания рассчитан на тех, кто едет от центра - оно и неудивительно, построенное еще до войны это здание должно было оказаться на въезде в центр города, который проектировался в Московском районе. Отсюда и необычное приветствие выезжающих из города. Ведь вновь прорытый канал, оказался бы не южной (как некогда Фонтанка, а потом Обводный канал), а северной границей города.
Из-за недостатка средств и со смертью Сталина, о проекте Южного обводного канала забыли. Сейчас память о его трассировке хранят Бульвар Красных Зорь, ул. Турку и та самая Бассейная улица.