О страстном желании Петра I создать в дельте Невы «другой Амстердам» написано много. Видимой приметой этого рая царь считал каналы, которые при нем копали по поводу и без.
Дело Петра продолжилось и при последующих властителях. В итоге к естественным рекам и протокам добавилось столько искусственных водных улиц, что некоторые за ненадобностью пришлось и засыпать. На месте исчезнувших каналов и рек появлялись улицы, площади и бульвары.
В конце статьи опубликована карта из справочника «Ленинград. Историко-географический атлас (1981)», которая показывает, как много рек и каналов пропало за трехсотлетнюю историю города. Прохожие часто и не догадываются, что они идут по исчезнувшему руслу. Но стоит об этом задуматься, и улица приобретает для тебя особое звучание. При богатом воображении можно даже услышать журчание исчезнувших рек.
Какие же современные улицы в Петербурге проходят по местам засыпанных рек и каналов?
Линии Васильевского острова
Самый простой и известный пример. Все мы знаем, что именно на Васильевском острове Петр I одно время хотел устроить центр строящейся столицы империи, для чего и велел копать каналы (на карте - 25). Однако позже от этой идеи пришлось отказаться. Каналы мелели, были узкими и в конечном итоге их пришлось засыпать.
От них остались лишь названия улиц – «Линии», а также три проспекта, спроектированных продольных канала: Большой (самый широкий из трех проспектов!), Средний и Малый. На самом деле прорыты были далеко не все каналы. На карте видно, что продольные каналы так и не появились, а поперечные были выкопаны до 10-11й линии.
От каналов-улиц в наследство осталась и нумерация домов. Две стороны одной улицы – это разные «линии». На нечетных линиях только четные дома, на четных – только нечетные. Не запутаешься.
Лиговский проспект
Изначально Лиговка – это не воспетый Александром Розенбаумом своеобразный мир Петербурга, а полноводная по местным меркам река на Юго-Западе города. Другое ее название – Дудергофка.
Лиговский проспект к Лиговке-Дудергофке имеет непосредственное отношение.
По приказу Петра I от этой реки в центр города был прокопан 26-километровый канал (на карте - 55) с единственной целью – создать в центре города бассейн с уровнем воды выше земли (Дудергофка берет начало в озере с урезом воды на высоте 80 метров над уровнем моря).
Бассейны были нужны для питания фонтанов Летнего сада. Одно время все работало, как мечтал Петр I, пока в 1777 году сад не затопило наводнением.
Восстанавливать «водные затеи» никто уже не стал, и канал оказался ненужным. Более того даже вредным, поскольку стал использоваться попросту как открытая канализация. Как следствие его начали постепенно закапывать. В самом конце 19го века исчез бассейн и весь участок до Обводного канала.
Появилась Лиговская улица (позже – проспект). К 1926 году исчез участок до Московских ворот. В 1965 году – до Краснопутиловской улицы. Сейчас его остаток спущен в реку Красненькую.
Улица Циолковского
Вот тут уж трудно представить, что по "космической улице" протекала река. Река Таракановка. До этого Чичереновка, Металловка, Романовка, а при шведах Ромойоки (на карте - 59 и 73).
Была, кстати, Таракановка, достаточно протяженной. Брала начало в Фонтанке у Старо-Калинкина моста и доносила свои воды мимо Нарвских ворот до самой Екатерингофки. А если посмотреть на карту честным взглядом, то признаем, что Таракановка - это было продолжение реки Кривуши, то есть современного Канала Грибоедова.
Таракановка имела даже такую роскошь, как приток - река Ольховка, она же Тентелева (на карте - 74). Ольховка, кстати, частично сохранилась как водная система Сада 9 января.
Про мост-призрак через исчезнувшую реку Таракановку можно прочитать здесь.
В 1906 году на участке от Фонтанки до Обводного канала Таракановку засыпали, появилась Таракановская улица (ныне та самая улица Циолковского). К 1925 году исчез и участок у Нарвских ворот.
Но и сегодня Таракановка жива как небольшой проток, охватывающий с одной стороны Екатерингофский парк.
Введенский канал
Ныне прямо так и называется небольшая улица у Витебского вокзала.
Конечно, строительство каналов было не только уделом Петра I. Каналы строили и гораздо позже, поскольку они еще долго оставались удобным транспортным сообщением. Так в самом начале века появилась водная магистраль (на карте - 61), которая соединила Фонтанку и Обводный канал (тогда еще строившийся). Канал получил название по Введенской церкви Семеновского полка у Царскосельского (Витебского) вокзала.
Шел он вдоль путей Царскосельской железной дороги. Заметим, что все вокзалы располагались рядом с водными артериями для удобства доставки грузов.
Канал просуществовал достаточно долго и дожил до переименования – в 1935 году его окрестили Витебским. В середине 60-х закопали, но сохранили память. Появилась «Улица Витебского канала». С 1980 года ее назвали проще – Введенский канал.
Александровский сад и Конногвардейский бульвар
Сейчас для нас Главное Адмиралтейство – символ города и памятник архитектуры, в котором сегодня размещается штаб Военно-морского флота России.
Но когда-то это была верфь-крепость, которую окружили Адмиралтейским рвом (на карте - 34). Затем ров соединили Адмиралтейским каналом (на карте - 32) с водной системой Новой Голландии. Адмиралтейские канал и ров одновременно служили и фортификационным укреплением, и противопожарной защитой, и транспортной артерией.
Просуществовал Адмиралтейский канал с 1717 по 1842 год. С выводом верфи из центра города надобность в канале отпала и его засыпали. На части, примыкающей к Адмиралтейству разбили сад. За Исаакиевским собором и Манежем «виртуальный канал» переходит в Конногвардейский бульвар.
На самом деле сегодня все еще остается небольшой участок Адмиралтейского канала от Крюкова до Мойки. С 1922 по 1991 год канал именовался каналом Круштейнав честь революционера-балтийца. Сейчас его именем по-прежнему названы два моста через канал.
Площадь Труда
Сейчас это довольно напряженная транспортная развязка и можно лишь представить как двести лет назад здесь был не сухопутный, а водный перекресток!
По оси современного Конногвардейского канала тянулся Адмиралтейский канал, и здесь его пересекал другой канал – Крюков. Мы не оговорились: Крюков канал раньше был гораздо более значимым с транспортной точки зрения, поскольку одно время проходил от Невы (!) через Мойку, Екатерининский канал (канал Грибоедова) и до Фонтанки, связывая главные водные артерии города.
При строительстве Благовещенского моста в 1840-х годах канал заключили в трубу (на карте - 31), об этом напоминает табличка в подземном переходе. Примечательно, что именно упрятанный в трубу канал между Невой и Мойкой и есть настоящий Крюков канал. Его построил Семен Крюков еще во времена Петра I. А уже спустя сто лет его удлинили до Фонтанки.
Брестский бульвар и улица Десантников
Бульвар - то, что часто появляется на месте исчезнувших каналов. Эта улица на Юго-Западе Петербурга - не исключение. Брестский бульвар появился на месте засыпанного спрямленного русла реки Дудергофки, которое обустроили еще в первой половине 19-го века.
К 1979 году закончили возведение Дудергофского коллектора. Река Дудергофка, объединившись с Новой и Ивановкой, стала устремила свои воды вдоль Петергофского шоссе за современный Парк Победы.
А на месте бывшего канала появился Брестский бульвар. Кстати, некоторое время назад еще можно было увидеть под трамвайными путями железобетонный мост Оранэлы по оси исчезнувшего канала.
О парке, который окружает долину почти исчезнувшей петербургского реки, можно посмотреть наш небольшой фильм.
О красивых улицах, появившихся на месте нереализованного проекта супер-канала, можете прочитать здесь.
Ну и напоследок обещанная карта с исчезнувшими за триста лет каналами, реками и водоемами.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL
Спасибо!