Монументальная картина «Медный змий» кисти Федора Бруни считается самой масштабной в русской исторической живописи. Для произведения художник выбрал классический библейский сюжет о странствиях еврейского народа под предводительством Моисея.
История создания и краткое описание картины
Полотно «Медный змий» было создано в 1841 г. русским художником Федором Антоновичем Бруни. Работа над картиной длилась с 1827 по 1841 г. Автор трудился над произведением попеременно в Риме и Петербурге. После завершения работы картина выставлялась сначала в галерее в Риме, затем – в Зимнем дворце. После этого работа была перенесена в коллекцию Академии художеств.
В итоговом варианте оригинальные размеры холста составили 565×852 см. «Медный змий» выполнен в стиле классицизма, жанр – историческое полотно. За создание «Медного змия» Бруни получил от Николая I орден св. Владимира IV степени. На данный момент произведение хранится в Русском музее, в г. Санкт-Петербург.
Библейская основа сюжета
«Медный змий» берет за основу сюжета легенду о восстании против Моисея. Скитаясь долгие годы по пустыне, не находя пристанища, люди начали терять веру и роптать на своего предводителя. За сомнения и бесконечные жалобы на еврейский народ была ниспослана Божья кара – дождь из ядовитых змей. Страдая от укусов, люди взмолились о прощении. Тогда Моисей выставил на всеобщее обозрение медного змия и сказал, что все, то будут смотреть на него с истинной верой, будут спасены от змеиного яда.
Композиция и скрытый смысл картины
Полотно Бруни наполнено атмосферой ужаса и благоговейного трепета перед Божьей карой. В центре композиции – Моисей, указывающий посохом на поднятого на знамя медного змия. Одежда пророка и знамя со змием выполнены единой красно-золотистой гамме, что делает их на картине практически одним целым. Бледное небо почти полностью закрыто темно-серыми тучами, того же цвета острые, суровые скалы дополняют атмосферу бедствия и опасности.
Слева от Моисея стоит первосвященник Елеазар, олицетворяющий в композиции неумолимую силу Божественного правосудия. Остальные люди на картине выделены в отдельные композиционные группы. Через них художник показывает разное отношение к происходящему. Кто-то яростно неистовствует, проклиная Моисея, кто-то в панике пытается спрятаться, другие – напротив, ищут спасения у медного змея. Пестрые одежды людей выделяют каждого персонажа из серого фона, обращают внимание на позы и мимику героев, преисполненные трагического, патетического пафоса. Именно идея неизбежной расплаты за малодушие и неблагодарность является ключевой на картине «Медный змий».