Найти тему
Дневники методиста

Лодейное поле

Когда готовишься стать методистом на круизном теплоходе, начинаешь тщательно изучать карты, потом – справочную информацию, затем – историю русских сёл и городов. На пути теплохода по берегам рек встречается множество самых разных поселений. Иногда даже у деревушки в два дома есть своя – особенная – история.

Город Лодейное Поле – самое крупное поселение на реке Свирь, которая соединяет Онежское и Ладожское озёра. И отчего-то этот городок мне нравится – хотя я никогда в нём не была. Я лишь видела высокий свирский берег с борта теплохода – и ни одного расписного храма, ни одного дворца или большого значительного памятника на этом берегу нет. Нет даже набережной – только деревья, за которые почему-то очень хочется заглянуть, увидеть, что же там – в сердце Лодейного поля. Это совершенно обычный, ничем не примечательный с первого взгляда город – один из многих на берегах русских рек. Но почему-то именно о нём я всегда рассказываю с какой-то особенной интонацией в голосе – непридуманной и не наигранной. Она родилась сама собой – с первого раза, когда я увидела с борта теплохода Лодейное поле, с того момента, когда я погрузилась в его историю.

Река Свирь
Река Свирь

Название города напоминает о давнем ремесле жителей этих мест – ещё несколько веков назад они строили надёжные ладьи – старинные парусные суда, на которых перевозили самые разные грузы. В присвирских землях эти суда часто называли не привычным нам «ладья», а чаще говорили «лодья». А Свирь издревле была частью важных торговых путей. Тысячелетие назад здесь проходили знаменитые пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», а Петр Великий ходил по Свири в надежде проложить удобную водную трассу для соединения Волги с Балтикой.

В 1700 году началась Северная война России со Швецией, и стала очевидной необходимость создания русского флота. В 1702 году по воле Петра I на левом берегу Свири, где стояли две окруженные лесом деревеньки Мокри́швица и Мешко́вичи, была заложена судостроительная верфь — «в оборону и на отпор против неприятельских свейских войск».

Картина тканая. Петр I в Саардаме на корабельной верфи. Россия, 1872 г. Из собрания Эрмитажа. Фото с сайта https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/1307752
Картина тканая. Петр I в Саардаме на корабельной верфи. Россия, 1872 г. Из собрания Эрмитажа. Фото с сайта https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/1307752

По местоположению в Олонецком крае верфь стала называться Олонецкой. Место для строительства было выбрано неслучайно – Петр понимал, что в Присвирье много хорошего корабельного леса и умелых мастеров, способных создать прочные суда для будущего флота. Река Свирь всегда была очень сложной для судоходства – на ней было множество каменистых порогов, опасных луд и мелей. Но в нижнем течении, от места, где была заложена Олонецкая верфь, и до самого впадения Свири в Ладогу, река была безопасна для судов. Для поставок пушек, ядер и металлических деталей будущих кораблей по всему Олонецкому краю были построены железоделательные и чугунолитейные заводы.

Один из этих заводов – тот, что заложили на реке Лососинке, впадающей в Онего – вырос спустя века в столицу республики Карелия – город Петрозаводск.

Выстраивая верфь, Петр не мелочился. На левый берег Свири свозили рабочих не только из соседних уездов, но и корабельных мастеров из Голландии и Дании. Сам царь разрабатывал чертежи, вникал в ход строительства, работал на стапелях под именем мастера Петра Михайлова. Первые суда на верфи были заложены в марте 1703 года, а всего через пять месяцев, 22 августа 1702 года спустили на воду 28-пушечный фрегат «Штандарт». Капитаном его стал сам Петр I. Название корабля неслучайно. В те времена на царском флаге — штандарте — изображался двуглавый орел, держащий в клюве и когтях карты трех принадлежащих России морей — Белого, Черного и Азовского. А на поднятом в разгар Северной войны новом штандарте «в тот образ четвертое море присовокуплено» — Балтийское. Новый штандарт как бы предвещал будущую победу.

Вскоре Олонецкий край, находившийся близ театра военных действий, стал главным арсеналом и базой русской армии во время Северной войны. Не было ни одного крупного морского сражения, в котором не участвовали бы корабли, сделанные на Свири. Построенные здесь суда первыми пришли в Балтийское море. Топоры олонецких плотников помогли Петру «прорубить окно в Европу».

Официально верфь именовалась Олонецкой, но местные жители называли ее Лодейной пристанью, а слободу, стоявшую на открытом юру,— Лодейным Полем. Именно это имя – привычное простому люду – и было утверждено в 1788 году указом Екатерины II, когда слободу перевели в разряд города. Лодейнопольская верфь строила корабли более века - до 1830 года. Здесь в 1818 году построили парусный трёхмачтовый военный шлюп "Мирный", который вместе со шлюпом "Восток" был в составе 1-й русской кругосветной антарктической экспедиции 1819-1821 годов. Тогда М. П. Лазарев и Ф. Ф. Беллинсгаузен открыли 30 новых островов и шестую часть света — Антарктиду. Совсем недавно в Лодейном Поле появился красивый памятник в честь 200-летия открытия ледяного континента.

Но Олонецкая верфь не смогла соперничать с петербургским Адмиралтейством. Почти все работные люди и «судовые умельцы» были вывезены в Николаев и Херсон, где начиналось черноморское судостроение. Если в петровские времена только работных людей находилось здесь более 10 тысяч, то к концу XIX века, по переписи 1897 года, всего-то населения в Лодейном Поле было 1432 человека. Жизнь в городе затихала.

Вид с реки Свирь на окраину города Лодейное поле. Частная застройка
Вид с реки Свирь на окраину города Лодейное поле. Частная застройка

С внешним миром город всегда связывала река – сухопутные дорогие через глухие леса почти никогда не использовались местными жителями. По Свири ходили пару раз в неделю два стальных чудища — пароходы «Кивач» и «Санкт-Петербург», поддерживающие транспортное сообщение между Петербургом и Петрозаводском. Зимой по реке прокладывали санный путь. Земли в этих местах были болотистые и неплодородные, а потому крестьяне в неурожайные годы голодали — ели мох и древесную кору. Спасала только богатая рыбой Свирь и запасённые ягоды и грибы. Потому и называли Олонецкую губернию «гиблым местом». А ещё - «подстоличной Сибирью», потому как использовалась она как место ссылки «политических».

Жизнь в Лодейном Поле вновь закипела, когда в 1915 году через город прошла железная дорога Петербург — Петрозаводск, продолженная позднее до Мурманска. Тогда возникли паровозо- и вагоноремонтные мастерские, стали приезжать в город рабочие — железнодорожники и ремонтники. Когда в 30-е годы прошлого века началось строительство Нижне-Свирской ГЭС, Лодейное Поле и вовсе превратилось в центр крупного промышленного и сельскохозяйственного района. Тогда в нём располагалось Управление системы исправительно-трудовых лагерей «Свирьлаг», в которой находилось около 3 тысяч заключённых.

Особое место в жизни Лодейного поля занимает период войны: в годы Великой Отечественной город 1005 дней был передним краем нашей обороны. Он преграждал врагу путь к Ленинграду и не дал захватчикам замкнуть второе кольцо блокады вокруг северной столицы. Но эта часть истории достойна отдельного внимания, о ней я обязательно расскажу в другой статье.

Городские кварталы тянутся вдоль реки, тут и там проспекты с советскими пятиэтажками пересекаются с тихими улочками с деревянными домами, утопающими в зелени. Это крупный для Присвирья, но очень маленький в масштабах всей страны городок. Живёт здесь чуть меньше 20 тысяч человек. И очень понравилась мне одна фраза – не моя – прочитанная когда-то на просторах интернета: «Только ладьи, тут и там выложенные кирпичом на торцах зданий, напоминают о славном корабельном прошлом Лодейного Поля». Теперь здесь занимаются в основном заготовкой и переработкой леса. Но местные любят свой город.

Вид с реки Свирь на центр города Лодейное поле
Вид с реки Свирь на центр города Лодейное поле

Свой рассказ о Лодейном поле по судовому радио я всегда завершаю стихотворением Лодельнопольской поэтессы Ольги Бутановой. Кажется, такое мог написать только человек, нежно любящий свой город.

Вот оно, поле Лодейное,
Мой городок у Свири,
Словно сама корабельная
Тихая песня земли.
С неба перо журавлиное
Мягко упало в ладонь.
Мне за дорогою длинною
В милом окошке огонь.
Здесь босоногой девчонкою
В детстве носилась окрест.
Здесь за оградою тонкою
Строгий отеческий крест.
И не на юг мандариновый
Рвусь я в стремленье души -
Сердце лелеет малиновый
Дух заповедной глуши,
Эти вот улочки узкие,
Троп и тропиночек вязь...
Здесь моя самая русская,
Самая кровная связь.
Ходит в народе поверие,
Будто в тумане ночном
Виден у дальнего берега
Старый наш добрый паром.
Каждою веткой сиреневой,
Облаком каждым вдали
Нас охраняет Лодейное
Чистое поле земли.