Много находил я разных крестов. Есть среди них ранние и поздние, медные и серебряные, вычурные и простенькие. Но приятнее и дороже всех других для меня, наверное, мои энколпионы.
Справка. Энколпионы (от греческого «эн колпио» — на груди) первоначально представляли собой небольшую коробочку, вместилище частиц святых мощей, с изображением креста на верхней крышке. На Русь в XI веке пришли уже коробочки крестообразной формы, состоящие из двух створок. Такие кресты стали называться мощевиками или энколпионами. Иногда вместо мощей в них носили частицы Богородичной просфоры [1].
Вначале была створка. Она попалась мне на распаханном поле, огибающем деревеньку недалеко от шоссе к северу от Москвы. Деревня была небольшая, но имела воодушевляющее название, состоящее из двух имен древнерусских святых. Такие названия задают соответствующий настрой при копе, как ни говори! Но чешуи там, увы, не нашлось. Да и сохран имперской меди, прямо скажем, не поражал. А вот находка, попавшая под катушку ближе к концу дня, порадовала бы копателя в любом состоянии. Сквозь толстую малахитовую патину едва проступала голова святого, а над ним, в оглавии, углубленный, будто прочерченный, крестик. Все остальное только угадывалось. Ушко вроде бы было обломано, но после очистки креста от земли оказалось, что это совсем не ушко, а две части истончившегося и протертого в середине шарнира, да вдобавок снизу тоже торчали два маленьких обломка. А уж углубленная обратная сторона не оставляла никаких сомнений — передо мной створка энколпиона, хоть и изрядно «уставшая» сначала от долгого ношения, а потом и от гораздо более долгого лежания в земле. Как приятно находить что-то новое для себя, тем более настолько древнее!
К сожалению, вторую створку найти так и не удалось, хотя я еще два-три раза заезжал на это поле в надежде на чудо. Увы, святые из этой деревни, кажется, решили проявить свою благосклонность к кому-то другому. В любом случае, после такой находки начинаешь мечтать о большем. И моя мечта исполнилась через год. Там тоже была небольшая деревенька, в том же направлении от Москвы и чуть в стороне от шоссе. Тоже было распаханное поле между деревней и небольшим ручьем. И снова попалась только одна створка. Она была очень похожа на первую, но рельеф и патина были многообещающими. Причем лежала створка прямо на пашне, хоть и скромно, как-то бочком. Я решил, что на этот-то раз, пока не найду вторую, отсюда не уйду. Через полтора часа, в течение которых я исходил кругами добрую половину поля, в кармане болталась только пара медяков. Мне стало казаться, что я вообще не уйду отсюда никогда. Но вот у меня в руках вторая створка, причем точно подходящая к первой, да еще и с уцелевшими петлями и оглавием!
По приезду домой сразу же бросился листать известный, наверное, каждому поисковику мини-каталог «Тысячелетие креста» — сейчас уже несколько устаревший, но все еще актуальный для тех, кому хочется узнать хотя бы основную информацию о своей находке. Мой энколпион там был. Под номером, кто бы сомневался, тринадцатым. Я уже как-то писал, что число это для меня счастливое, многое с ним связано. Вот и еще один факт в копилочку!
1-13. Энколпион. Распятие. Иоанн Богослов.
Медный сплав, литье. XII — первая пол. XIII в. 54x36 мм (встречаются в каталогах и другие размеры – 69х35 мм, 43х35 мм, мой же 65х35 мм с оглавием и 50х35 мм без него).
Степень редкости R1 (судя по пояснению во введении — «единично», но с тех пор много воды утекло…).
Происхождение. Владимирская область.
Описание. Энколпион круглоконечный с прямым средокрестием и каплевидными выступами на оконечностях.
На лицевой створке — рельефное изображение Распятия, близкое к иконографии триумфирующего Христа: тело Христа почти прямое, голова лишь немного наклонена вправо, руки почти прямые. Кисти рук непропорционально велики. Над головой Христа — четырехконечный крест и два кружка (Солнце и Луна).
На оборотной створке — ростовое изображение Иоанна Богослова в длинной складчатой одежде, скрещенными на груди руками и четырехконечным крестом над головой. На боковых оконечностях — надпись ИWN БОГЪЛО (буква W начертана вертикально).
Обе створки имеют шарнирные петли на верхнем и нижнем концах. Оглавие утрачено.
Аналогии. Нечитайло, 91 а, б; Ярополч Залесский (Седова М.В., 1978, табл. 12, 8); Старая Рязань (Монгайт А.Л., 1955, рис. 139, 10); Кат. № 1.16.
Энколпионы данного типа с различными изображениями датируются исследователями XII — первой половиной XIII в., чему не противоречат палеографические особенности надписи на публикуемом экземпляре [1].
Еще одна створка нашлась, наоборот, к югу от Москвы. За неделю до этого один поисковый форум, некогда известный своими «раздачами» бесплатных старинных карт, а ныне благополучно растерявший всех своих пользователей и выродившийся в небольшой магазинчик, проводил там свой слет. И я там был, и пиво пил, и монетки собирал, и понял, что поле это хорошее и вернуться сюда надобно через недельку, когда на нем посвободнее будет. Не прогадал. Уж не знаю, само ли поле таким богатым на находки было, или его вдобавок немного «засеяли», но среди других находок, слишком многочисленных, чтобы упомянуть их все, попалась мне еще одна створочка. Да что там скромничать — СТВОРИЩА! Правда, размер оказался малость компенсирован возрастом — уже не закрытый, а открытый пере… пардон, не XII–XIII, а XIV–ХV век. Зато на ней красовался новый для меня сюжет — святой Никита, побивающий беса.
Жаль, что на этот раз находка была сделана поздновато, уже перед закатом, а в следующие визиты на это поле уже ничего столь же радующего мне не попалось. Но я мог утешать себя тем, что в некоторых каталогах (Гнутова, Нечитайло) эта створка тоже была в гордом одиночестве.
А вот в моем каталоге их было две. И на этот раз книжка снова не подвела, вместо №13 (это день рождения моей дочери) он оказался под №23 (день рождения сына).
1-23. Энколпион. Распятие с Предстоящими, архангелы. Великомученик Никита, архангелы, избранные святые.
Медный сплав, литье. Новгород. XIV–ХV вв. 83x64 мм.
Степень редкости R3 (пояснение во введении – «обычно»).
Происхождение. Московская обл., Серпуховский р-н (тоже юг, кстати).
Описание. Четырехконечный крест-энколпион с прямоугольным средокрестием и крестовидными медальонами на окончаниях ветвей, образующими двенадцатиконечный крест, у которого 12 концов символизируют 12 апостолов.
В центре лицевой створки — рельефное изображение Распятия. Голова Христа в нимбе склонена к правому плечу. Крест, на котором распят Спаситель, едва намечен. Над головой Христа — инициалы IС ХС. В правом концевом медальоне — поясная фигура богоматери в трехчетвертном повороте к центру с неразборчивой надписью. В левом медальоне — поясная фигура Иоанна Богослова в трехчетвертном повороте к центру и надпись ИАNЪ. В верхнем и нижнем медальонах — ростовые фигуры архангелов с мерилами и зерцалами. Сохранились верхняя и нижняя двойные шарнирные петли.
Оборотная створка имеет в центре ростовое изображение великомученика Никиты, побивающего беса. Над ним — неразборчивая надпись. В верхнем концевом медальоне — поясная фигура архангела Михаила (?) с мерилом и зерцалом. Над ней — неразборчивая надпись. В правом медальоне — такая же фигура архангела Сихаила, рядом с ней надпись СИХА.... В левом медальоне — поясная фигура бородатого святого с молитвенно сложенными руками. В нижнем медальоне — такая же фигура Николая Чудотворца с надписью NИКОЛАИ над ней. Сохранились обе шарнирных петли. Оглавие утрачено.
Аналогии. Кат. № 1.22 (лицевая створка); Ханенко, VI, 77; VIII, 103/104, 105; Гнутова С.В., Зотова Е.Я., 2000, № 14, 15; Гнутова С.В., 1996, № 131. Энколпионы этого типа появляются на Руси в XIV в. (Николаева Т.В., 1960, рис. 2, а, б) и бытуют, очевидно, на протяжении всего XV столетия (Алексеев Л.В., 1974, рис. 4,2,3) [1].
Что интересно, архангела Сихаила, в отличие от Михаила и Гавриила, вы не найдете ни в одном каноническом религиозном тексте, а только в апокрифических сказаниях, где он, как и Никита-бесогон, выступает победителем бесов. Имя Сихаила упоминается в предании о «двенадцати трясовницах» (лихорадках), а также в заклинательных молитвах, известных по новгородским берестяным грамотам XII века.
Можно еще добавить, что в прошлом году археологи из Института Археологии РАН провели исследование четырнадцати закрытых энколпионов, одиннадцать из которых были найдены в окрестностях Суздаля и Юрьева-Польского (Владимирская область), а три — в Великом Новгороде. Целью было узнать, что же на самом деле хранится внутри этих крестов. Почему так мало экземпляров, спросите вы? А причина проста (помимо собственно редкости находок энколпионов в закрытом виде) — вплоть до конца ХХ века кресты при реставрации помещали в кислоту. Можете себе представить, что после нее оставалось внутри…
Итак, вот что нашли ученые внутри крестов: ладан; смесь воска и ладана, завернутую в льняную ткань; фрагменты льняной, шелковой, конопляной ткани; остатки травянистого растения, а также человеческий волос, завернутый в ткань из козьей шерсти. В одном из крестов сохранились частицы хвойного дерева (из семейства сосновых) и смолы, завернутые опять же в льняную ткань [2]. А вот чего НЕ нашли — так это остатков костей. Так что называть энколпионы мощевиками, наверное, не совсем правильно. Просто не было в XII–XIII веках на Руси столько собственных святых, чтобы удовлетворить каждого, кто желал получить святые мощи. Поэтому внутрь энколпионов могли вкладывать, например, реликвии из ближайшего храма с чудотворной иконой, кусочек освященной просфоры, щепотку святой земли или часть коры дерева, растущего на святой горе Афон.
А еще по слепкам энколпионов, как в то время, так и позже, мастера-литейщики изготавливали кресты-переливки без углубления под реликвии, как из двух створок, так и цельные. У двустворчатых крестов оглавие иногда подвижное, а створки склепаны между собой, образуя «псевдоэнколпион» с плоскими створками без бортиков. Но оглавие бывает и неподвижным, когда оно отлито вместе с одной из створок (как правило, с оборотной). А на цельных крестах можно встретить некоторые следы оригинала — промежутка между створками и соединительных шарниров. Но таких крестов мне пока находить не доводилось. Что ж, все еще впереди!
Источники:
- Тысячелетие креста. Произведения русской христианской металлопластики Х–ХХ веков из частных собраний. — М., 2003 г. (http://www.k1000k.narod.ru/)
Алексей Николаев
Альманах ДЕНЬГА №2 (32) / 2021