Найти тему
Наука на Урале

УрФУ — крупнейшее в России вузовское хранилище древнерусских книг и рукописей

Оглавление

Более 6 тыс. единиц хранения — выдающийся вклад Уральской школы источниковедения и археографии

Продолжаем серию публикаций, посвященных 100-летию Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) — рассказываем про Уральскую школу источниковедения и археографии (археография — научное собирание, описание и издание памятников письменности). Биография школы — гордости УрФУ — насчитывает более 45 лет.

Коллаж: медиацентр УрФУ.
Коллаж: медиацентр УрФУ.

Нити преемственности ведут от Уральской школы прикладного источниковедения и археографии к Новосибирской школе академика Николая Покровского, одного из учеников академика Михаила Тихомирова, и, через него, к Московской школе и самому Василию Ключевскому, одному из наиболее выдающихся русских историков.

Как и Новосибирская школа, Уральская со времени своего основания в начале 1970-х годов сосредоточена на изучении отечественной истории перехода от Средневековья к Новому времени, в частности, XVII-XVIII веков. Объект исследований — феномен старообрядчества, география поиска материалов — от Кирова и пермского Прикамья на севере, Саратова на юге до Омска на востоке.

Основатель Уральской школы источниковедения и археографии — Рудольф Пихоя, выпускник Уральского государственного университета (ныне УрФУ), докторант академика Покровского, впоследствии — заведующий кафедрой истории России, первый проректор, председатель Комитета по делам архивов при Совете министров РСФСР, руководитель Государственной архивной службы России, декан исторического факультета Российской академии государственной службы при Президенте России, Заслуженный деятель науки РФ. Именно по инициативе и под руководством Рудольфа Пихои с 1974 года в Уральском госуниверситете начались регулярные полевые археографические исследования, систематический сбор исторических документов, отражающих древнерусскую книжно‑рукописную традицию, и анализ современного состояния регионального старообрядчества.

«Наши археографические экспедиции фактически спасали от уничтожения рукописное и книжное наследие старообрядчества, целый пласт национальной культуры. Старообрядческие общины находились под прессом советской власти и опасались гонений, поэтому книги часто хранились в тайниках и даже закапывались в землю, приходили в ветхое состояние. Поэтому старообрядцы, как правило, с готовностью передавали книги на хранение в университете», — вспоминает Дмитрий Редин, ученик Рудольфа Пихои, нынешний руководитель Уральской школы прикладного источниковедения и археографии, главный научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН.

На сегодня собрание древнерусских книг и рукописей, самые древние из которых относятся к концу XV века, состоит из более чем 6 тыс. единиц хранения. Это крупнейшее из подобных вузовское собрание России.

Результат деятельности Рудольфа Пихои и его первых учеников — создание в 1975 году Лаборатории археографических исследований, которая предназначена для обработки, описания и изучения памятников древнерусской письменности. Разработка принципов работы с ними стала особым направлением деятельности Лаборатории археографических исследований. Принципы описания старопечатных и рукописных книг, согласно которым исторические материалы исследуются с учетом всех смысловых пластов, каждой детали, были сформулированы лабораторией в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Данные принципы нашли отражение в том числе в изданном в шести частях «Каталоге старопечатных и рукописных книг Древлехранилища Лаборатории археографических исследований». Это событие явилось важной вехой в развитии отечественной археографии.

В 2009 году при Лаборатории археографических исследований была открыта мастерская по реставрации памятников письменности, оборудованная современной техникой. Используя возможности компьютеризации и диджитализации, лаборатория провела электронную опись фондов, создала цифровую базу полных научных описаний старопечатных книг и рукописей и их полнотекстовые цифровые копии.

Дмитрий Редин — ученик Рудольфа Пихои, нынешний руководитель Уральской школы прикладного источниковедения и археографии. Фото: Илья Сафаров, медиацентр УрФУ.
Дмитрий Редин — ученик Рудольфа Пихои, нынешний руководитель Уральской школы прикладного источниковедения и археографии. Фото: Илья Сафаров, медиацентр УрФУ.

Источниковая база археографического поиска постепенно расширялась, в центральных и региональных архивах представителями Уральской археографической школы были выявлены документальные комплексы административного делопроизводства, относящегося к имперскому периоду истории России. Накапливался фонд копий таких документов, производился их источниковедческий анализ и подготовка к публикации. Эта работа стала одной из составляющих деятельности Лаборатории эдиционной археографии, созданной в 2013 году. На базе лаборатории, которую возглавляет Дмитрий Редин, с опорой на обработанные источники осуществляются комплексные исследования истории России периода империи.

«Лаборатория эдиционной археографии не ограничивается историей старообрядчества — нас интересует процесс становления Российской империи и ее модернизации, от Петра I и до начала ХХ века: принципы управления, мотивы поступков, поведенческие стандарты и практики элит в широком значении этого термина — от уровня придворных сановников до лидеров крестьянских общин», — поясняет Дмитрий Редин.

Исследование и издание памятников письменности привело к необходимости комплексного осмысления их содержания и к созданию Международного центра исторической русистики УрФУ — одного из крупнейших в России центров изучения социальной истории XVIII–XX веков. Исторические сведения, полученные специалистами центра, носят, без преувеличения, первооткрывательский характер.

«Во-первых, вопреки распространенному представлению, Петр I не был только „человеком с топором“, который рубил бороды и головы, собственноручно строил флот. Основатель Российской империи был интеллектуалом. Во-вторых, управление российскими территориями — в Санкт-Петербурге и Москве, Ингерманландии, Малороссии и в Поволжье, на Урале и в Сибири — осуществлялось с учетом региональных особенностей и не было единообразным. В-третьих, мы скорректировали сложившийся образ русского крестьянина как забитого раба. Крестьяне, в особенности в Поморье и на Урале, активно перенимали технические новации. Те же старообрядцы, несмотря на демонстративный консерватизм, отличались поразительной восприимчивостью к новшествам, самым передовым достижениям в технике, архитектуре. Одним словом, можно сказать, что мы переоткрыли российский XVIII век, показали раннюю империю как страну удивительного разнообразия, которое, кстати говоря, серьезно усложняло властям задачи управления», — рассказывает Редин.

Кроме того, вклад Уральской школы в отечественную археографию заключается в комплексном изучении истории освоения Урала и Северо-Западной Сибири, в том числе социально-экономических и административных аспектов происхождения капиталистических отношений, процессов урбанизации и градостроительства в конце XVII — первой половине XIX века. Отдельные направления Уральской школы — историческая антропонимия (наука об именах) и историческая демография Урала и Западной Сибири. Отличительная черта Уральской школы источниковедения и археографии — ярко выраженная междисциплинарность, тесное взаимодействие историков и филологов.

О значительности результатов деятельности школы говорит регулярная грантовая поддержка со стороны федерального правительства, Министерства науки и высшего образования РФ, Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Британского совета по гуманитарным исследованиям и других как российских, так и зарубежных грантодателей. Так, благодаря мега-гранту Правительства РФ историки УрФУ провели исследование комплекса многообразных связей российских элит с Западной Европой с конца XVII по первую треть ХХ века.

Уральская школа прикладного источниковедения и археографии активно сотрудничает с подразделениями Российской академии наук, Высшей школой экономики, Российским государственным гуманитарным университетом, университетами, исследовательскими центрами и отдельными учеными Финляндии, Норвегии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Великобритании, Франции, Италии, Северной Македонии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Польши, Японии, США.

Справка

УрФУ — четвертый крупнейший в России центр изучения книжно-рукописных текстов кириллической традиции, наряду с Московским и Новосибирским госуниверситетами, Библиотекой Академии науки и Институтом истории Сибирского отделения РАН. Уральская школа источниковедения и археографии — это четыре поколения ученых, более 35 кандидатов и докторов наук.

УрФУ — один из ведущих вузов России со столетней историей. Расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных летних студенческих игр 2023 года. В Год науки и технологий примет участие в конкурсе по программе «Приоритет–2030». Вуз выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ).

  • УрФУ оперативный — в Telegram