На прошлой неделе редакция ВТЕАТRE побывала на достаточно новой оригинальной постановке театра "Астана Опера" - Зов степи, поставленной Патриком де Бана в 2020 году.
Интересно было взглянуть на балет о национальной культуре, созданный иностранцем. Всегда занимательно посмотреть, как бы со стороны, на синтез культурных воззрений, которые в новинку для иностранных постановщиков, а значит, - могут быть отображены в хореографии более свежим или оригинальным образом.
И можем сказать, что любопытство было не напрасным - в балете "Зов степи" говорится не только о национальных и достаточно сакральных смыслах, но и затрагивается тема современного человека в Большом Городе.
Если первый акт пронизан духом номадизма, многочисленными символами, близкими каждому, родившемуся в степи, - мифические животные, являющиеся тотемом для кочевников, образ мавзолея, звуки степи и кобыза. То второй акт уже представляет собой механическое и однообразное движение городов и высоток, "белых воротничков", спешащих по своим делам.
Очень много интересных метафор и аллегорий, и без сомнения свежий взгляд на национальную хореографию, элементы которой были гармонично вкраплены в сюжет и хореографический рисунок танца, наполненный и классическими, узнаваемыми "па".
Идея станцевать классические арабески под исконно казахскую музыку не нова, однако выглядит на сцене безусловно оригинально.
Особенно хотелось бы отметить Шамана (Гумар Султанбек) и прекрасную Музу (Айгерим Бекетаева), которые своим мастерством действительно переносили каждого зрителя в заоблачные, неземные, а то и потусторонние дали... Не передать словами энергетический подъём, который передали артисты через хореографию, выложившись на все 100%.
Дуэт родителей (Жанибека Ахмедиева и Аделины Тулеповой), в трепетном союзе любви давших жизнь сыну, а затем охраняющих Мастера на протяжении всей его жизни (даже из других миров), - трогал и завораживал своей нежностью.
Галымжан Нурмухамет, исполнивший партию Мастера, убедительно передал путь героя.
Отдельной драгоценной гранью, венчающей современный балет, стала музыка - в балете использованы произведения современных казахстанских композиторов – Куата Шильдебаева, Рената Гайсина, Толегена Момбекова, а также композиции фольклорно-этнографических ансамблей «Туран», «Хассак» и этно-джаз группы Steppe sons.