23 марта 2013 года не стало Джо Вейдера, человека, с именем которого связано само слово «бодибилдинг», того, кто привлек в тренажерные залы миллионы людей, основателя конкурса «Мистер Олимпия» и «крестного отца» Арнольда Шварценеггера. Джо Вейдер стал воплощением американской мечты, поднявшись из низов на вершину успеха и благосостояния. Его вклад в популяризацию здорового образа жизни и спорта настолько велик, что его трудно сравнить с кем-то еще из людей, оставивших след в этой области.
Джо Вейдер родился 29 ноября 1920 года в г. Монреале (Канада) в очень бедной семье. Уже в 11 лет он начал подрабатывать, продавая газеты. И с этого момента работал всегда. Он и его младший брат Бен быстро уяснили, что только тяжелый и упорный труд способен принести результат. Порой Джо трудился по 80 часов в неделю, и при этом он еще как-то умудрялся тренироваться.
Джо рос худеньким и хилым, в 13 лет при росте в 165 см весил всего 52 кг, и ему частенько доставалось от местных громил. И тогда он решил заняться борьбой. «В боксе приходилось бы часто получать по лицу, а это не по мне», — признавался он. Но тренер по борьбе отказался выставить его на соревнования. Разочарованию Джо не было предела, и тут произошел случай, из тех, что решают все. В руки Вейдеру попал потрепанный журнал Strength («Сила»), посвященный тяжелой атлетике. Джо впечатлили фото тяжелоатлетов, и он решил стать таким же. «Но вся штука заключалась в том, что тренажерных залов тогда не было!» — вспоминал Вейдер. Как быть? Выход подсказал знакомый кузнец. Он посоветовал подобрать подходящие железяки на свалке в паровозном депо. Джо выбрал пару осей от вагонеток весом в 40 и 60 кг и начал усердно заниматься. «У меня такой характер, — говорил Вейдер, — что я всегда старался браться за дело основательно и делать его правильно». Через какое-то время на смену паровозным запчастям пришла настоящая разборная штанга весом в 50 кило, которую Вейдеру разрешили приобрести в рассрочку, выплачивая по 50 центов. Это было начало великого пути.
Довольно быстро люди стали обращать внимание на то, как Джо окреп. Соседские хулиганы уже не решались его задирать. Ему все чаще задавали вопросы, как он добился таких результатов. И вот тогда-то в голове у будущего Отца бодибилдинга и зародилась идея издавать собственный журнал. Задача упрощалась тем, что самый популярный на то время в Америке журнал Боба Гофмана — популяризатора тяжелой атлетики и крупного бизнесмена, который назывался Strength and Health («Сила и Здоровье») был запрещен в Канаде. Шел 1939 год, только началась вторая мировая война, а Гофман на страницах журнала восхвалял идеологию Адольфа Гитлера. Стартовый капитал Вейдера составлял всего 7 долларов. На них он купил 700 почтовых открыток, которые разослал канадским читателям Strength and Health. Их адреса публиковались в журнале. В открытках он призывал народ подписываться на новый журнал. Журнал назывался Your Phisique («Твое телосложение»). На обложке было фото культуриста Бартона Хорвата. Как ни удивительно, но в ответ Вейдер получил несколько сотен долларов, на которые ему удалось приобрести копировальную машину и выпустить первый журнал. Почти сразу ему удалось достичь тиража в 50000 экземпляров! Фантастика! Но секрет крылся в том, что Вейдер знал, что нужно читателю, и они хотели читать его журнал. Хотя, конечно, вряд ли Джо тогда предполагал, что его детище вырастет в мегажурнал Muscle & Fitness, суммарный тираж которого в мире достигал 7 600 000 экземпляров. А всего в издательскую империю Вейдера входило семь журналов, в том числе Flex, Shape, Men’s Fitness, в 1956 году Your Phisique был переименован в Muscle Builder, а тот в 1980-м в Muscle&Fitness.
В начале 40-х годов Your Phisique уже занимал определенные позиции не только на канадском, но и на американском рынке (сам Вейдер перебрался в США в 1947 году). Но противостояние с Бобом Гофманом не ограничивалось журналами. Гофман на тот момент был владельцем крупнейшей в мире фабрики по производству штанг и гантелей — York Barbell. И Вейдер вознамерился тоже продавать «железо». В Канаде проблем не было, но поставлять оборудование в США было проблематично из-за высоких налогов. И тогда Джо обратился к Дэну Лурье, которого он знал по спорту, стать его представителем в США. Лурье согласился. А через некоторое время Лурье время не придумал ничего лучше как бросить вызов сразиться на соревнованиях великому Джону Гримеку. Вейдер был явно не в восторге от этой затеи, считая, что Лурье и рядом не стоял с Гримеком. Однако Гофман решил иначе, обвинив в организации столкновения Вейдера. Вейдеру не оставалось ничего другого как ответить. Так началось многолетнее противостояние титанов. История сохранила высказывание Гофмана: «Можно вытащить еврея из трущоб, но нельзя вытащить трущобы из еврея!» Эта фраза была адресована Вейдеру. Но Джо не поддавался на провокации: «Меня все это не беспокоило, потому что я знаю, кто я. Я всегда был честен с людьми, старался делать все, что только мог во благо бодибилдинга и не испытывал ни к кому злобы». Вейдера обвиняли в корыстолюбии, в том, что он подписывает контракты с атлетами, запрещающие им сотрудничать с другими компаниями и изданиями, и во многом другом. А он продолжал работать. И результаты были налицо.
Одним из них был резкий подъем интереса к бодибилдингу, который в 40-е годы пребывал в тени тяжелой атлетики. В это время организацией, контролирующей тяжелую атлетику и бодибилдинг в США был AAU (Американский Атлетический Союз), который де факто принадлежал Гофману. К культуристам отношение было, мягко говоря, презрительное. Их считали гомосексуалистами, позерами с маленькими мышцами и неудачниками. При этом народ все равно шел на бодибилдеров, чтобы после скучного ворочания штанг тяжелоатлетами посмотреть на их позирование. Тяжелоатлеты выступали в больших залах, а бодибилдеры — в маленьких комнатах на столах. Это было очень унизительно. Вейдер решил организовать соревнования только по бодибилдингу. Было получено соответствующее разрешение. Но буквально за полчаса до начала турнира, когда атлеты уже вовсю разогревались за сценой, пришло известие, что AAU запрещает проведение соревнований, и что те спортсмены, которые нарушат запрет, будут дисквалифицированы. Джо провел краткое совещание с братом Беном, который был рядом, вследствие чего было принято смелое решение послать AAU подальше. Суть дела была немедленно в точности изложена атлетам, которые поддержали братьев. Вот так родилась IFBB (Международная федерация бодибилдеров). В первое время в IFBB входило всего три страны: Канада, США и Великобритания. В конце 80-х годов IFBB объединяла уже 174 страны, а бодибилдинг стал официально признанным видом спорта. Первым президентом ИФББ стал Бен Вейдер.
В 30-е и 40-е годы бодибилдинг в США не имел ровным счетом ничего из того, чем он обладает сегодня. Не было тренажерных залов, не было тренировочных методик, не было продуктов спортивного питания. Все это нужно было придумать, и Джо Вейдер сделал это. Как ему это удалось? Как и многое другое, например, создать издательскую империю. Ведь Вейдер не учился ни на журналиста, ни на издателя, ни на бизнесмена. Но зато у него был прирожденный талант предпринимателя и суровая школа жизни. А еще он умел слушать, когда говорили другие. Это было его главное достоинство.
Молодой Джо Вейдер начал вести интенсивную переписку с атлетами по всей Америке, узнавая у них мельчайшие детали того, как они тренируются и питаются. Полученные знания он переработал и обобщил. В итоге появилась Тренировочные Принципы Джо Вейдера и «Система строительства тела Джо Вейдера», книга, с которой у сотен тысяч людей началось знакомство с бодибилдингом, и многие другие книги.
В начале 60-х годов в соревновательном бодибилдинге сложилась тупиковая ситуация. Такие федерации как AAU, NABBA и IFBB проводили свои соревнования со звучными названиями: «Мистер Вселенная», «Мистер Мир», «Мистер Америка». Но проблема заключалась в том, что, выиграв такой турнир, атлет оказывался не удел, поскольку выступать и выигрывать титул во второй раз подряд ему было запрещено. Многие спортсмены заканчивали карьеру в 20 с небольшим лет, поскольку им было негде выступать. Такие мегазвезды как Per Парк, Билл Перл, Дэйв Дрэйпер, Чак Сайпс выступали крайне редко и, тем более, их нельзя было свести на одной сцене. Поэтому было не понятно, кто же все-таки сильнейший культурист планеты? Джо Вейдер взялся решить эту проблему. Конкретным персонажем, которому он хотел помочь в наибольшей степени, был обаятельный блондин из Калифорнии с громадными руками Ларри Скотт. Помимо всего прочего, учреждая конкурс «Мистер Олимпия», Вейдер стремился к тому, чтобы атлеты начали зарабатывать деньги. До сих пор им вручались только грамоты, медали и кубки.
Первый турнир «Мистер Олимпия» прошел 18 сентября 1965 года в зале американской музыкальной академии в Бруклине, Нью-Йорк при стечении огромного количества народа. Ларри Скотт стал первым обладателем титула «Мистер Олимпия» и чека на 1000 долларов. На следующий год он повторил свой успех и ушел из спорта непобежденным. А дальше были другие чемпионы: Серджио Олива, Арнольд Шварценеггер, Ли Хейни, Дориан Яте, Ронни Колеман, Джей Катлер и другие. Нынешний «Мистер Олимпия» Брэндон Карри — всего 15-й по счету за почти 5 5-летнюю историю турнира, который превратился в грандиозное шоу с внушительными призовыми и десятками тысяч зрителей. В рамках «Олимпии» проводятся состязания по женскому бодибилдингу, которые были учреждены в 1980-и году, фитнесу (1995 год), фигуре (2003 год), бикини и «Мистер Олимпия» для атлетов категории до 212 фунтов.
Осенью 1968 года Арнольд Шварценеггер во второй раз подряд победил на конкурсе «Мистер Вселенная» федерации НАББА в Лондоне и на следующий день получил телеграмму от Джо Вейдера, который приглашал его принять участие в аналогичном турнире по версии ИФББ, который должен был состояться в г. Майами (США). Все расходы по перелету и проживанию Вейдер брал на себя.
Шварценеггер прибыл в Майами, исполненный энтузиазма и уверенный в своих силах. Он легко победил в своей категории, но в абсолютном первенстве проиграл Фрэнку Зейну. Разочарованию Арнольда не было предела. По его признанию, он проплакал всю ночь. Однако на следующее утро Вейдер позвонил ему и пригласил на завтрак и предложил записать интервью для журнала. Общение продолжалось около четырех часов, которых Джо хватило для того, чтобы понять, что перед ним настоящий бриллиант. Арнольд, несмотря на свой убогий английский, мог рассказать куда больше о себе и своих тренировках, чем другие атлеты. Кроме того, в нем ощущалась особая харизма. И тогда Вейдер предложил Шварценеггеру остаться в Америке и год готовиться к следующим соревнованиям. Он брался оплатить Арнольду перелет в Калифорнию, жилье и машину. Кроме того, предложил платить 65 долларов в неделю. За это Арнольд должен был усердно тренироваться и регулярно фотографироваться и давать интервью для вейдеровских журналов. Арнольд согласился и очень скоро стал мегазвездой бодибилдинга. Чуть позже Арнольд, которому было неуютно одному в Америке, попросил Джо пригласить в Штаты его друга Франко Коломбо. Вейдер, хотя и не сразу, пошел и на это.
Сотрудничество Вейдера и Арнольда было взаимовыгодным. Арнольд помогал Вейдеру популяризировать бодибилдинг, продавать журналы, книги, питание и оборудование, а Вейдер помогал Арнольду прогрессировать в бодибилдинге, зарабатывать деньги и расти как личности. По большому счету это были отношения отца и сына. Ведь своих сыновей у Джо не было, только дочь Лидия от первого брака. В браке с моделью Бетти у Джо не было детей. Вейдер, который привык работать непрерывно без выходных, не одобрял праздный образ жизни многих культуристов и призывал Арнольд учиться и осваивать новые профессии. Он дал добро Арнольду организовать свой бизнес по рассылке методических пособий, предоставив бесплатно для рекламы несколько страниц в своих изданиях. Кроме того, он приобщил Арнольда к коллекционированию произведений искусства и вложению денег в недвижимость. Все это сделало Шварценеггера не только величайшим культуристом, но и очень обеспеченным человеком еще до того, как началась его карьера в кино. Арнольд высоко ценил эту заботу старшего друга, и их дружба продолжалась до самой смерти Вейдера.
К середине 90-х годов империя Джо Вейдера достигла своего расцвета. Он несколько раз признавался лучшим издателем года. Его состояние оценивалось более чем в миллиард долларов. Тем не менее, Джо продолжал напряженно работать, и переуступил права на свои издания компании AMI Publications, лишь достигнув отметки в 80 лет. В последние годы возраст взял свое, и Вейдер почти не появлялся на людях. Он умер в 92 года в ореоле величия и славы, с чувством выполненного долга. Смерти Вейдер не боялся. «Со смертью Иисуса люди не перестали верить. Я не настолько велик, чтобы меня нельзя было заменить».
В чем же секрет феномена этого человека? Сам Вейдер признавался, что по натуре он — боец, который всегда держит удар. Он всегда был настроен позитивно и смотрел только вперед, порой не без труда вспоминая факты из прошлого. Хорошо разбирался в людях и умел выбрать к себе в команду самых лучших. Никогда не считал деньги самоцелью. Ставил перед собой все новые цели и достигал их. Таким был Джо Вейдер, Отец бодибилдинга и тренер чемпионов, имя которого навсегда вошло в историю «железного» спорта.