Найти тему

Допетровские захоронения в Санкт-Петербурге.

Закладка Санкт-Петербурга состоялась в 1703 году. Но поселения в устье Невы существовали задолго до этого, о чём есть многочисленные летописные свидетельства. В Новгородской Писцовой книге Водской пятины 1500 года, документе по налогообложению, содержит перечень деревень находящихся на этих землях. Но достоверность написанного всегда вызывает больше доверия, когда она подкрепляется материальными свидетельствами. Санкт-Петербург активно разрастался, уничтожая при строительстве культурные слои предыдущих эпох, но некоторые открытия археологам сделать всё-таки удаётся сделать. Археологические находки, обнаруженные по берегам Невы довольно разнообразны, особенный интерес в этом отношении представляет Охтинский мыс с большим количеством культурных слоёв. Но данный материал повествует только о погребениях, относящихся к допетровской эпохе, которые удалось обнаружить археологам на территории региона Санкт-Петербург.

Остатки захоронений находят при раскопках в устье реки Охты на месте города Ниен и крепости Ниеншанц. Это можно считать закономерным, учитывая, что люди здесь жили в течение многих столетий. В 1993 году при проведении раскопок здесь было найдено два захоронения, радиоуглеродный анализ показал, что они относятся ко второй половине XVI века. В тех же местах, но уже в 1999-2000 годах исследовались остатки церкви, около которой было обнаружено кладбище. Захоронения на кладбище производились в деревянных гробах и по многим признакам соответствуют христианским. С восточной стороны от храма вид погребений несколько меняется, присутствуют явные черты массовых захоронений, причиной подобного обычно становится массовая гибель людей из-за эпидемии или войны. Первое, что лично мне приходит в голову, это взятие Ниеншанца русскими войсками в 1656 году.

При проведении благоустройства территории вокруг Шереметьевского дворца на набережной реки Фонтанки в 2004 году были найдены человеческие кости. После этого здесь провели археологические раскопки. Выяснилось, что кладбище действовало здесь довольно продолжительное время: в разных местах насчитали от 3 до 5 слоёв захоронений. В общей сложности, по П.Е. Сорокину, было обследовано 31 погребение.

Ориентация могил соответствует христианским канонам, все они обращены головой на запад. В результате раскопок был обнаружен погребальный инвентарь. В нём встречаются железные предметы: кованые гвозди, пряжка, ножи, а так же бронзовые изделия: серёжка и подковообразные фибулы (застёжки плаща). Из неметаллических изделий были найдены остатки обуви и керамики. Одной из интереснейших находок при этих раскопках стала монета 1630-х годов Шведской королевы Кристины, обнаруженная в поздних слоях. После подробного анализа полученных находок, период проводившихся захоронений был ограничен примерно XIV-XVII веками. Этнокультурная идентификация захороненных остаётся неоднозначной.

В Павловске при проведении археологических раскопок в крепости Мариенталь (БИП), стоящей при слиянии рек Тызьва и Славянка, были обнаружены следы захоронений. Некрополь был сильно повреждён сначала при возведении шведской крепости 1702 года, а затем и при строительстве Мариенталя. Человеческие останки были найдены в земляных валах вокруг замка и шурфах, пробуренных у его стен. Одно из обнаруженных погребений частично перекрыто фундаментом ворот, но было понятно, что тело усопшего было уложено головой на запад, по христианскому погребальному канону. С останками был обнаружен фрагмент глиняной кухонной посуды. Из-за смешения культурных слоёв, которые произошли во время двух строек, датировать могильник затруднительно, но очевидно, что он должен быть старше и Мариенталя и шведской крепости.

Крепость Мариенталь (БИП), современный вид
Крепость Мариенталь (БИП), современный вид

Понятно, что на территории Санкт-Петербурга в допетровские времена существовало значительно больше захоронений, чем упомянул я и далеко не все из них были обнаружены. Вероятно, часть из них ещё будет найдена, а некоторые утеряны навсегда. Общим для всех описанных захоронений является погребение по христианскому обряду. Это не удивительно, потому что народы, проживавшие здесь: шведы, русские, представители Ижоры и других Финно-угорских групп к тому времени были крещены. Часть из приведённого погребального инвентаря имеет шведское происхождение, но пользоваться им могли и представители других этносов.

Если понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте лайки.